Что мешает среднему и малому бизнесу получать заказы госкомпаний

| статьи | печать

Закупки государственных компаний у средних и малых предпринимателей могут составить огромную сумму — порядка 3 трлн руб. Однако «встроить» средние и малые компании в производственные цепочки госкорпораций мешает «мимикрия» крупных подрядчиков, а также слабая информированность и подготовка самих бизнесменов.

В нынешние времена, когда ставки банковских кредитов зашкаливают за 20%, участие средних и малых предпринимателей в поставках товаров и оказании услуг крупным госкомпаниям, по оценке гендиректора АО «Росэлторга» Антона Емельянова, высказанной на круглом столе в Торгово-промышленной палате, может стать одним из основных инструментов развития бизнеса в ближайшие годы.

«Вопрос встраивания малого бизнеса в процессы крупных компаний очень важен», — отметила замруководителя дирекции «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» Наталья Битюкова. По ее словам, оборот малого и среднего бизнеса в уходящем году увеличился, несмотря на снижение динамики российской экономики в целом, и определенную роль в этом сыграли закупки госкомпаний.

«Ежегодно в России крупные компании совершают закупки у малого и среднего бизнеса по разным оценкам от 1,5 трлн до 3 трлн руб., — подчеркнул г-н Емельянов. — И нам совсем не безразлично, кому достанутся эти деньги: тому, кто активно растет, занимается развитием собственного производства, или недобросовестным бизнесменам».

Между тем сложившаяся практика закупок госкомпаний показывает, что в квоту среднего и малого бизнеса, специально определенную Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», зачастую пытаются, образно говоря, «вписаться» крупные подрядчики, которые создают для этих целей «потемкинские» компании.

«Субподрядные работы требуют пристального внимания, — прокомментировал эту проблему директор департамента Внешэкономбанка Евгений Князев. — Это возможность и взглянуть на малый бизнес, и увидеть манипуляции крупных компаний. Не так давно к нам обратились три компании, имеющие формальные признаки МСП. Однако на поверку оказалось, что до 80% их контрактов исполняют крупные компании, выступающие субподрядчиками.

После этого мы поставили их принадлежность к МСП, мягко говоря, под сомнение.

Снизить риски, связанные с созданием фирм-однодневок для получения заказов госкомпаний, можно, по мнению начальника управления организации конкурсных торгов «Зарубежнефти» Бориса Воронцова, за счет создания реестра добросовестных компаний в секторе малого и среднего предпринимательства.

«Нужно сформулировать унифицированные правила надежности поставщиков товаров и услуг из числа субъектов МСБ, участвующих в закупках компаний с госучастием, — полагает замдиректора департамента предпринимательства и услуг ТПП Наталья Коваленко. — Благодаря этому можно создать определенный ресурс надежных поставщиков товаров и услуг малыми и средними компаниями».

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г., разработанной МЭР, значительное внимание уделено вопросу встраивания малого и среднего бизнеса в производственные цепочки крупных компаний. Для этого сформированы соответствующие дорожные карты. В наступающем году, по оценке г-жи Ковалевой, более 3500 госкомпаний должны будут обеспечить квоты закупок для малого и среднего бизнеса. Однако сегодня многие предприниматели даже не знают о существовании дорожной карты и квот закупок для малого и среднего бизнеса.