1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Полугодие: рост прибыли на фоне убыточного ОСАГО

За 1-е полугодие 2015 г. чистая прибыль страховщиков составила 60,34 млрд руб. по сравнению с 29,661 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Увеличение чистой прибыли было достигнуто за счет оптимизации расходов и инвестиционных операций. В то же время комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО (без управленческих расходов) вырос по итогам января — июня текущего года на 18,2% (до 101,9%) по сравнению с показателем 1-го полугодия 2014 г. (83,7%). Такие данные содержатся в отчете ЦБ. Сокращение издержек на ведение бизнеса рейтинговое агенство «Эксперт РА» назвало вынужденной эффективностью в своем исследовании «Бенчмарки российского страхового рынка за 2014 г.: эффективность поневоле».

Если сравнивать показатели вторых кварталов 2014 и 2015 гг., то совокупная прибыль по итогам апреля — июня текущего года оказалась в 1,4 раза выше аналогичного показателя прошлого года, достигнув 27,7 млрд руб. ЦБ отметил, что рынок поддержало случившееся в апреле повышение тарифов по ОСАГО, которое во II квартале 2015 г. дало прирост страховых премий в 3,1% по сравнению с аналогичным кварталом 2014 г. Однако годовые показатели динамики страховых выплат продолжали прирастать опережающими темпами (+7,6%) после повышения страховых лимитов. Новый порядок выплат и повышенные лимиты страховых возмещений за вред жизни и здоровью в ОСАГО вступили в силу с 1 апреля 2015 г. С этого дня произошло увеличение страховых сумм по таким выплатам со 160 000 руб. каждому пострадавшему до 500 000 руб., одновременно начал действовать упрощенный порядок выплат пострадавшим в ДТП за вред здоровью.

Сами страховые компании отмечают повышенную убыточность моторного страхования на фоне общего падения автомобильных продаж, продолжающихся операций «автоюристов» и увеличения средней выплаты. Положительным результатом возросшего коэффициента выплат на рынке стало более внимательное отношение страховщиков к структуре своих расходов.

«Работать над сокращением расходов на ведение дела больше всего пришлось автостраховщикам: убыточность по ОСАГО выросла до 68,6% (+6,6 п.п.), а по страхованию автокаско прибавила 7,4 п.п. и составила 74,3% за 2014 г., — прокомментировал исследование своей компании директор по страховым рейтингам „Эксперта РА“ Алексей Янин. — В связи с этим автостраховщикам в прошедшем году пришлось активнее всего работать над сокращением расходов: доля расходов на ведение дела во взносах снизилась на 6,6 п.п., до 38,4% за 2014 г.». В среднем розничные компании урезали свои расходы на 4,4 п.п., и доля расходов на ведение дела у таких страховщиков составила 40,4% за 2014 г., впервые опустившись ниже значения показателя нерозничных компаний — 44,5% за 2014 г. В целом по рынку среднее значение показателя спустилось с 44,2% по итогам 2013 г. до 43,5% по итогам 2014 г.; ожидается, что по результатам 2015 г. эта тенденция продолжится. Так, во II квартале 2015 г. коэффициент расходов сократился на 1 п.п. за счет сокращения в равной степени управленческих расходов и расходов на ведение страховых операций, сообщил «Эксперт РА».

Рост рентабельности, названный «Экспертом РА» «формальным», кроме сокращения расходов был также поддержан введением моратория на переоценку ценных бумаг, рост валютных активов и, в ряде случаев, финансовой помощью владельцев бизнеса.

Согласно данным агентства, по итогам 2014 г. средний показатель рентабельности собственных средств страховых компаний составил 7,7% (+1,6 п.п. к показателю предыдущего года). При этом рентабельность собственных средств страховщиков, специализирующихся на автостраховании (с долей моторного страхования в портфеле свыше 65%), выросла сильнее всего (на 2,3 п.п.), но составила лишь 4,4%.

По итогам 2015 г. эксперты прогнозируют среднюю рентабельность собственных средств страховщиков на уровне 7—8%.

Отмечается, что со второй половины 2014 г. «розница» начала активно сокращать расходы на ведение дела: закрылись нерентабельные офисы продаж, были снижены комиссии и расходы на рекламу. Ожидается, что эффект от этих мер скажется в полной мере по итогам текущего года и показатель расходов на ведение дела снизится еще на 1—1,5 п.п., до 42—43%.