Ставка земельного налога в новой Москве

| консультации | печать
Я уплачиваю земельный налог за участок, предоставленный для жилищного строительства, который расположен на территории новой Москвы (поселение Вороновское). В налоговых уведомлениях за 2012 и 2013 гг. налог был рассчитан по ставке 0,1%. В налоговом уведомлении об уплате налога за 2014 г. налог также рассчитан по ставке 0,1%. Но при этом налоговики пересчитали размер налога за 2012—2013 гг. по ставке 0,3%. Соответственно, возникла доплата из расчета 0,2% за каждый год. Правомерно ли и на основании чего налоговая служба задним числом требует доплату за 2012—2013 гг.? Если действия налоговиков правомерны, то вправе ли они требовать доплату за весь 2012 г., а не только за 2-е полугодие — с 1 июля 2012 г.?

А. Иванов, г. Москва

Чтобы разобраться с тем, правомерны ли требования налоговиков, выясним, на основании чего они осуществили пересчет налога.

Нормы московского законодательства

Изменение границ г. Москвы путем присоединения новых территорий, ранее относившихся к Московской области, произошло с 1 июля 2012 г. (постановление СФ ФС РФ от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью»). Поскольку земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ), с этой даты земельный налог на присоединенных территориях должен рассчитываться в соответствии с московским законодательством.

Исчисление земельного налога в Москве регулируется Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон). Ставки земельного налога установлены в ст. 2 данного Закона. Так, в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ставка земельного налога составляет 0,1% от их кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона). Однако Законом г. Москвы от 16.05.2012 № 17 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 „О земельном налоге“» в ст. 2 Закона был введен п. 2, который установил ставки земельного налога на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы в результате изменения его границ. В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 2 Закона ставка земельного налога для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства в поселении Вороновском определена в размере 0,3%. Закон г. Москвы от 16.05.2012 № 17 вступил в силу с 1 июля 2012 г. При этом его положения распространены на отношения по исчислению и уплате налога начиная с 1 января 2012 г. Пункт 2 ст. 2 Закона утратил силу с 1 января 2014 г.

Таким образом, исходя из положений московского законодательства, за весь 2012 (начиная с 1 января) и 2013 гг. земельный налог в отношении принадлежащего вам земельного участка должен был рассчитываться исходя из ставки 0,3% на основании подп. 10 п. 2 ст. 2 Закона. Поскольку с 1 января 2014 г. п. 2 ст. 2 Закона не действует, исчисление налога в 2014 г. осуществляется по ставке 0,1%, как это предусмотрено подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона.

Налог за 2012 г. — по старой ставке

По нашему мнению, положения московского законодательства, вводящие задним числом повышенную ставку земельного налога, не соответствуют требованиям Налогового кодекса.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени регулируется положениями ст. 5 НК РФ. Так, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Исключение составляют случаи, когда:

  • законодательный акт устраняет или смягчает ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (п. 3 ст. 5 НК РФ);

  • законодательный акт отменяет налог, снижает его ставку, устраняет обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшает их положение (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Рассматриваемая нами ситуация под эти случаи не подпадает. Ведь ставка налога не уменьшается, а увеличивается. В связи с этим ухудшается положение налогоплательщиков. Статьей 57 Конституции РФ установлено, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Таким образом, положения подп. 10 п. 2 ст. 2 Закона, устанавливающие повышенную ставку налога, не могут иметь обратной силы и распространять свое действие на отношения по исчислению и уплате налога начиная с 1 января 2012 г. Эта норма в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу не ранее очередного налогового периода по земельному налогу. Таким периодом является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). Поэтому положения подп. 10 п. 2 ст. 2 Закона могут вступить в силу только с 1 января 2013 г. Следовательно, по ставке 0,3% налог должен рассчитываться только за 2013 г. А в 2012 г. должна применяться ставка налога 0,1%, установленная подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона.

Отметим, что признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу осуществляется в судебном порядке (п. 3 ст. 6 НК РФ). До вынесения судебного решения такой нормативный акт является действующим, и налоговики обязаны руководствоваться его положениями при исчислении налога. А обратиться с иском в суд могут, в частности, лица, в отношении которых применен такой акт (п. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В судебной практике есть решения, когда суд признал порядок вступления в силу регионального закона не соответствующим Конституции РФ (например, постановление Конституционного суда РФ от 30.01.2001 № 2-П).