1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 169

Недобросовестные перевозчики ищут прорехи в таможенной системе ЕАЭС

Единое таможенное пространство пяти стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) образовалось не так давно и не единовременно. Еще немало времени уйдет на идеальную «притирку» дружественных мытниц международного интеграционного экономического объединения. Именно это обстоятельство, а именно вероятность недосогласованности между таможнями государств — участниц Союза, настойчиво пытаются использовать приверженцы нелегального ввоза «забугорных» товаров.

Территория ЕАЭС (Евразийского экономического союза) заметно прирастает. Соответственно, расширяются таможенные границы единого пространства, ядром которого неоспоримо является Россия. И не только организационно-цементирующим, но прежде всего рыночно привлекательным. Более высокий в сравнении с остальными участниками пула платежеспособный спрос и потребительская активность российского населения, словно магнитом, притягивают сюда зарубежных негоциантов. В том числе нечистых на руку. В их ряду фирмы — перевозчики всевозможных грузов, среди которых немало расположенных в соседствующих с Россией странах и даже входящих в ЕАЭС.

Информационные стычки

Общая статистика пойманных за руку псевдотранзитеров пока не объявлена. Интересно другое — реакция средств массовой информации и представителей деловых кругов отдельных государств ЕАЭС на организацию пограничных барьеров для незаконного ввоза. В частности, замечена активность казахских предпринимателей и СМИ, указывающих на усиление мер таможенного контроля в отношении казахcких перевозчиков на территории Российской Федерации.

Эти утверждения «не имеют под собой каких-либо реальных оснований, — заявляет российская сторона. — ФТС России не предпринимались какие-либо действия в этом направлении. Таможенный контроль в отношении указанных перевозчиков, как, впрочем, и в отношении любых иных перевозчиков, невзирая на их национальную принадлежность, проводится в штатном режиме и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Это означает, что таможенные органы в части своей компетенции осуществляют таможенный контроль выборочно и ограничивают его такими формами, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации».

Результаты данной работы, в том числе проводимой правоохранительными подразделениями таможенных органов, свидетельствуют о выявлении фактов нарушения таможенного законодательства со стороны некоторых участников внешнеэкономической деятельности».

Признаки контрабанды

Дабы не быть голословной, российская ФТС приводит факты, указывающие на признаки контрабанды со стороны предприимчивых казахских фирм: «Только в Северо-Западном регионе на таможенном посту МАПП „Бурачки“ Себежской таможни в период с 17 июня по 13 августа 2015 г. в отношении фирм-перевозчиков приграничного соседа возбуждено 15 дел об административном правонарушении по фактам нарушений таможенного законодательства при перемещении товаров по процедуре таможенного транзита».

В отношении одной из таких компаний возбужден целый букет административных дел. Здесь и «недоставка части товаров (одежда, общий вес — 5,7 тонны), находящихся под таможенным контролем (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ) и сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании и весе товара (одежда, общий вес брутто — 22,7 тонны, стоимость более 13 млн руб.) — та же статья КоАП РФ, и сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления таможенному органу недействительных документов (одежда, общий вес брутто — 21,4 тонны) — ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ».

Нехитрые схемы

Этот перевозчик применил, а возможно, и применял ранее, нехитрую схему лжетранзита. В июле текущего года таможенным постом МАПП «Бурачки» Себежской таможни по транзитным декларациям открыта процедура таможенного транзита на товары общим весом более 42 тонн (одежда, обувь), следующих из Латвии в Киргизию на двух транспортных средствах данного казахского перевозчика.

В установленный таможенным органом срок указанные транспортные средства в таможенный орган назначения (таможенный пост Карасу таможни Кордай Республики Казахстан) не прибыли. Этот факт подтолкнул Себежскую таможню на возбуждение вышеприведенного букета дел.

И, как позже выяснилось, не зря. Спустя два дня сотрудники Владимирской таможни обнаружили затерявшиеся транспортные средства в Рязанской области… с пустыми грузовыми отделениями. Согласно объяснениям водителей, транзит в Киргизию ими не завершен, так как после ввоза на территорию РФ товары были выгружены на рынке в г. Москве.

Данный факт еще более осложнил положение казахских горе-предпринимателей — Московской таможней возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 194 УК РФ. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила свыше 4,8 млн руб.

По факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара (одежда общим весом 1,4 тонны и стоимостью 572 400 руб.) тем же таможенным постом Себежской таможни возбуждено дело в отношении еще одной казахской фирмы-перевозчика.

Кстати, таможенные органы России выявили и пресекли ряд схем лжетранзита, в которых замешаны не только фирмы-перевозчики из Казахстана, но и из других стран, как государств — членов ЕАЭС, так и стран, не имеющих отношения к этому таможенному союзу.

Например, в ходе проведенных в августе 2015 г. оперативно-разыскных мероприятий на уже известном читателю посту «Бурачки» Себежской таможни выявлена следующая схема незаконного ввоза на территорию ЕАЭС дорогостоящего товара (одежда) известных брендов.

Продукция, отправленная из Китая, следовала по территории ЕАЭС через Казахстан и Киргизию (в некоторых случаях — Узбекистан) транзитом в Латвию и Литву. В пути следования по территории ЕАЭС дорогостоящие наряды заменялись на более дешевый «товар прикрытия» низкого качества, который прибывал для завершения транзита в приграничные таможенные органы. Впоследствии «товар прикрытия» из Латвии вновь ввозится на территорию Таможенного союза, для его дальнейшего использования в незаконной схеме.

Сотрудничество

Выявление мудреной схемы стало результатом взаимодействия, в том числе информационного обмена, российской стороны с правоохранительными таможенными органами Республики Беларусь. Так, из Минской центральной таможни были получены сведения о проводимой проверке по факту задержания пяти транспортных средств, перемещавших в Литву товар «Готовые текстильные изделия» (отправитель зарегистрирован в Китае, получатель — компания из Великобритании). В ходе досмотра транспортных средств вместо брендовых изделий обнаружена «несортированная ветошь».

Как итог, в отношении киргизского перевозчика, вовлеченного в указанную преступную схему, возбуждено три дела об АП по ст. 16.10 КоАП РФ.

В целом среди иностранных фирм-перевозчиков, преступивших закон, значатся компании из Польши, Украины, Белоруссии и Турции. Например, в мае 2015 г. возбуждено дело об АП по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ в отношении украинского перевозчика, перевозившего 20 тонн замороженной говядины из Украины в Казахстан транзитом через российскую территорию. Мясо было ввезено на территорию ЕАЭС через таможенный пост МАПП «Троебортное» Брянской таможни, но в установленный срок не поступило в таможенные органы Республики Казахстан. Об этом российские таможенники были проинформированы Департаментом государственных доходов по г. Алматы. В тот же день Брянской таможней в отношении украинской фирмы-перевозчика возбуждено дело об административном правонарушении.

В июне 2015 г. соответствующее дело было заведено в отношении польского перевозчика. Фирма перевозила подкожный свиной жир весом более 21 тонны из Германии в Казахстан. В установленный срок товар, как нетрудно догадаться, в таможенный орган места назначения доставлен не был.

Чуть позже, в августе 2015 г. новороссийской таможней выявлен факт возможной недоставки товара. В соответствии с процедурой таможенного транзита турецкая компания перемещала товар — автомобиль для перекачки бетонного раствора стоимостью 200 000 долл. США — из Турции в Казахстан. Однако до настоящего времени информация о доставке товара в таможенный орган назначения — новороссийскую таможню — не поступила. По данному факту проводится проверка.

Все приведенные факты являются лишь незначительной частью результативных действий таможенных органов РФ, в том числе во взаимодействии с коллегами из таможенных служб государств — членов ЕАЭС, по выявлению и пресечению используемых недобросовестными участниками ВЭД схем незаконного ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза и ухода от таможенных платежей.

К сведению

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза, в частности ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, уничтожения и т.д.

В отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенные органы вправе применять любые формы таможенного контроля, определенные ст. 110 ТК ТС, включая таможенный досмотр товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 94 ТК ТС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.