Торговый сбор в столице: правила исчисления и практика применения

| статьи | печать

С 1 января 2015 г. в Налоговом кодексе РФ добавлена новая глава 33 «Торговый сбор»1. А с 1 июля. 2015 г. торговый сбор введен на территории столицы Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 (далее — Закон № 62). В связи с этим у многих организаций появились вопросы о том, подпадают ли они под действие данного сбора и если да, что им надо предпринять в связи с этим. Материал будет полезен и налогоплательщикам из других субъектов РФ, поскольку в перспективе география торгового сбора может расшириться.

В пункте 1 ст. 411 НК РФ установлено, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Объектом обложения в силу ст. 412 НК РФ признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Для нас этот факт важен, поскольку он говорит о том, что не имеет значения объем осуществляемой торговой деятельности, подпадающей под действие торгового сбора, достаточно одной сделки, чтобы стать его плательщиком. Данный вывод подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы в разделе ответов на наиболее часто задаваемые вопросы (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organization-trading-fee-frequently-askedquestions.php).

Согласно п. 4 ст. 413 НК РФ объектом осуществления торговли является здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор. При этом под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Обратите внимание, что нормы НК РФ не устанавливают ограничение на то, находится ли объект осуществления торговли в собственности организации или в аренде. Подтверждение данному выводу также есть на сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organization-trading-fee-frequently-asked-questions.php).

Пунктом 1 ст. 417 НК РФ предусмотрен порядок исчисления сбора. В частности, установлено, что сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором — начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Статьей 2 Закона № 62 установлены ставки торгового сбора.

Виды деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор

Отметим, что в соответствии с указанной нормой права ставки торгового сбора устанавливаются в отношении следующих видов деятельности:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);

  • развозная и разносная розничная торговля;

  • торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;

  • организация розничных рынков.

Если конкретного вида деятельности нет в списке

Нормами Закона № 62 ставка торгового сбора для такого вида деятельности, как торговля через товарные склады, не установлена.

На основании норм НК РФ можно сделать вывод, что в этом случае торговый сбор для данного вида деятельности на территории г. Москвы не установлен.

Указанный вывод подтверждает и информация, размещенная на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы в разделе ответов на наиболее часто задаваемые вопросы по исчислению торгового сбора.

Так, были даны разъяснения, что в случае осуществления торговли через интернет-магазин при доставке товара курьером или почтой торговый сбор уплачивать не нужно (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organization-trading-fee-frequently-asked-questions.php).

С одной стороны, данные разъяснения не являются официальными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. С другой стороны, как сказано в письме Минфина России от 19.06.2015 № 03-11-06/35766, согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов г. Москвы, в соответствии с которыми на территории столицы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения. В связи с этим по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

Таким образом, налоговые органы вряд ли будут оспаривать вывод упомянутого Департамента относительно применения или неприменения торгового сбора.

Другие виды торговой деятельности

В отношении терминов «объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов», «объекты нестационарной торговой сети», «объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» нужно руководствоваться положениями ст. 346.27 и ст. 346.43 НК РФ. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 11 НК РФ, смысл которого сводится к тому, что в налоговом законодательстве термины используются в значении, применяемом отраслевым законодательством, если иное значение этих терминов не предусмотрено в НК РФ.

Положениями ст. 346.27 и 346.43 НК РФ вышеуказанным терминам придано, в частности, следующее значение:

  • стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;

  • стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Таким образом, относительно магазинов и киосков, торговых автоматов и иных аналогичных объектов на территории г. Москвы есть определенность — все они подпадают под действие торгового сбора.

Особенности расчета торгового сбора в различных ситуациях

Рассмотрим отдельные форматы деятельности и виды деятельности организаций.

Наличие офиса

Если организация имеет офис на территории г. Москвы и осуществляет торговую деятельность, то варианты могут быть следующими.

Формально, если в офисе заключаются договора купли-продажи, производится оплата товара, то территорию офиса могут признать объектом обложения торговым сбором как объект стационарной торговли, не имеющий торгового зала. А если в офисе еще и оборудована витрина с образцами товара — то объектом торгового сбора как объект стационарной торговли, имеющий торговый зал.

Однако если указанная деятельность в офисе не ведется, то основания для признания территории офиса объектом торгового сбора являются спорными.

В то же время, существует позиция контролирующих органов, изложенная в постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 14139/11 по делу № А72-8306/2010, о том, что торговля в офисе не подпадает под понятие розничной торговли по ст. 346.27 НК РФ. Процитируем это постановление:

«Для осуществления торговли предприниматель арендовал у открытого акционерного общества „Ульяновский экспериментальный завод“ по договору от 01.01.2009 № 15а нежилое помещение площадью 14 кв. метров под офис. В этом помещении была установлена контрольно-кассовая техника КАСБИ-04-К, оборудовано место кассира-операциониста, выставлены на продажу жалюзи и рольставни, имелись ценники с наименованием товара и ценой, а также каталоги с образцами лент и запчастей для жалюзи, рольставен и ворот. Оплата товара и передача его покупателям производились непосредственно в этом же помещении <...>.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации. Оценив условия ведения предпринимательской деятельности, она сделала вывод о том, что деятельность предпринимателя не соответствует понятию „розничная торговля“, содержащемуся в абзаце двенадцатом статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации… в отношении которой подлежит применению система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. По мнению инспекции, предприниматель осуществлял продажу товаров по образцам вне стационарной торговой сети, в связи с чем у него отсутствовали основания для применения этого специального налогового режима».

Суд сделал вывод о неправомерности квалификации офисного помещения, в котором предпринимателем заключались договоры купли-продажи товаров, как торгового места, расположенного в объекте стационарной торговой сети. Так как арендуемое предпринимателем офисное помещение не является объектом стационарной торговой сети, деятельность по продаже товаров, осуществлявшаяся им с использованием указанного объекта, не относится к деятельности, в отношении которой с учетом содержащегося в абзаце двенадцатом ст. 346.27 НК РФ определения розничной торговли подлежит применению специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

Учитывая существующую арбитражную практику, можно предположить, что данную деятельность могут не признать торговлей через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Однако при наличии самого факта продажи товаров и того, что судебное решение было вынесено в отношении ЕНВД, а также отсутствие судебного прецедента как источника российского права, нельзя полностью исключить рисков того, что налоговые органы могут переквалифицировать данную деятельность как торговую и подпадающую под действие торгового сбора.

На сайте Департаменте экономической политики и развития г. Москвы дан ответ на следующий вопрос:

«Компания осуществляет оптовую и розничную торговлю керамической плиткой. Плитка отгружается только со склада (как юрлицам, так и физлицам), однако имеется офис с выставочным залом, в котором представлены образцы продукции. С какой площади нужно уплачивать торговый сбор?

Ответ звучит так: «Торговый сбор установлен в отношении использования торгового объекта для торговой деятельности. В случае если в офисе есть специальное оборудование, осуществляется выкладка товара и производятся денежные расчеты, такой офис является торговым объектом и, соответственно, облагается торговым сбором».

Таким образом, согласно неофициальной позиции Департамента экономической политики и развития г. Москвы, офис является объектом осуществления торговли на основании подп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ — как торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, при условии, что в офисе производятся расчеты за товары, имеется выкладка товара и есть открытый доступ покупателей в офис.

Итернет-магазин

На сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы www.depr.mos.ru размещена информация о торговом сборе, в частности, под льготы этого сбора подпадает отпуск товаров со склада.

Также в разделе «Часто задаваемые вопросы» в ответе на вопрос нужно ли уплачивать торговый сбор в случае, если торговля осуществляется через интернет-магазин, а доставка товара покупателям осуществляется со склада в городе Москве с помощью курьера или почтой, был дан ответ: «Не нужно. Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом является склад (а сама доставка товара с помощью курьера или почты является услугой). Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада».

Аналогичные выводы также содержатся в неофициальных разъяснениях, данных Е.С. Григоренко, советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса при ответе на следующий вопрос: «Будет ли применяться торговый сбор в г. Москве при осуществлении торговли через интернет-магазины? Каким образом влияет на обязанность его уплаты местонахождение склада, с которого осуществляется доставка товара курьером покупателям (в г. Москве или Московской области)?»

Иными словами, если торговля осуществляется через интернет-магазин и товар доставляется покупателю курьером, данная деятельность не подлежит обложению торговым сбором.

Готовая продукция

Важным является также вопрос, будет ли являться плательщиком торгового сбора организация, которая продает не покупные товары, а готовую продукцию?

При дословном прочтении ст. 413 НК РФ можно сделать вывод, что торговый сбор применяется в отношениях купли-продажи товаров. Следовательно, можно предположить, что реализацию собственной произведенной продукции нельзя отнести к операциям купли-продажи товаров.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации» под торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров.

Таким образом, торговля продукцией собственного производства не является торговлей по смыслу, придаваемому этому понятию налоговым законодательством.

Учитывая прямое толкование норм законодательства, организация, которая осуществляет торговлю продукции собственного производства, плательщиком торгового сбора не является.

Минфин России в своих недавних разъяснениях (письмо от 27.07.2015 № 0-11-09/43208) указал, что торговый сбор не может быть установлен в отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли. Если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности может быть установлен торговый сбор.

Данный вывод основывается на совокупности норм п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 412, п. 1 и 2 ст. 413 НК РФ.

Обращаем внимание, что данные разъяснения доведены ФНС России до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 05.08.2015 № ГД-4-3/13688@.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что если организация осуществляет торговую деятельность через объекты осуществления торговли товарами собственного производства на территории г. Москвы, то она подпадает под действие торгового сбора.

Общественное питание

Услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 НК РФ. Объекты организации общественного питания, если с использованием таких объектов осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли в целях главы 33 НК РФ.

Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 на основании п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 412, п. 1 и 2, подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. Данные разъяснения Минфина России также были доведены ФНС России до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 05.08.2015 № ГД-4-3/13689@.

Льготируемые виды деятельности

Законом г. Москвы установлены льготы по торговому сбору (освобождение) для следующих объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 62):

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

То есть если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют на территории г. Москвы торговую деятельность, указанную выше, они освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении этой деятельности. Важный момент: если наряду с указанными видами деятельности организация осуществляет и другие виды торговли, подпадающие под действие торгового сбора, в отношении других видов торговли освобождение не действует.

Также от уплаты торгового сбора освобождаются организации федеральной почтовой связи и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Постановка на учет

В случае если все же торговая организация является плательщиком сбора, ей необходимо вставать на учет в налоговом органе.

В общем порядке постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган (п. 1 ст. 416 НК РФ).

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

До 3 августа 2015 г. форма уведомления официально не была утверждена. Письмом ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@ «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (вместе с Порядком заполнения рекомендуемых форм; далее — Порядок заполнения) была рекомендована к применению форма № ТС-1 для уведомления налоговых органов о том, что организация является плательщиком торгового сбора на территории Москвы. Вместе с тем обращаем внимание, что если уведомление о постановке на учет представлено в произвольной форме, но содержит необходимые сведения, предусмотренные
ст. 416 НК РФ, налоговые органы до вступления в силу утвержденных форм уведомлений не вправе были отказывать в их приеме.

С 3 августа 2015 г. плательщики торгового сбора руководствуются приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ «Об утверждении форм и форматов уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также порядка заполнения этих форм» (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2015 № 38091).

Данным приказом утверждены следующие формы, форматы, а также порядок их заполнения:

—           форма ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;

—           форма ТС-2 «Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор».

Отметим, что утвержденные формы практически идентичны рекомендованным формам, приведенным в письме ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@.

Напомним, что плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом г. Москвы (Законом № 62) установлен торговый сбор. То есть организации, для которых торговый сбор не установлен на территории г. Москвы, не являются плательщиками торгового сбора и не обязаны подавать уведомление о постановке на учет.

Данный вывод подтверждается разъяснениями, опубликованными на сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Заместитель руководителя Департамента финансов г. Москвы Г.Г. Лалаев со ссылкой на ст. 410 НК РФ и Закон № 62 дал следующее разъяснение. Принимая во внимание, что ставка торгового сбора для торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, не определена, указанный вид деятельности торговым сбором не облагается. Следовательно, постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора не требуется.

Однако напомним, что указанные разъяснения не являются официальным разъяснением Департамента экономической политики и развития г. Москвы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Также следует обратить внимание, что если организация осуществляет льготируемые виды деятельности согласно Закону № 62, она признается плательщиком торгового сбора. И вне зависимости от того, что такая организация фактически не будет платить торговый сбор, она обязана подать заявление о постановке на учет.

Плательщик сбора обязан представить в инспекцию уведомление не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором. А если последний день этого срока приходится на выходной или на нерабочий праздничный день — не позднее, чем в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 6, 7 ст. 6.1, п. 2 ст. 416 НК РФ).

На практике, поскольку торговый сбор в столице введен с 1 июля 2015 г., плательщики сбора должны были подать уведомление до 7 июля 2015 г. включительно.

Уведомление подается (п. 7 ст. 416 НК РФ):

—           по месту нахождения объекта недвижимого имущества, если торговая деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

—           по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

Отметим, что уведомление подается в отношении каждого объекта торгового сбора, и расчет торгового сбора также осуществляется отдельно по каждому объекту. То есть если организация владеет двумя магазинами (пусть даже на территории одного муниципального образования г. Москвы), торговый сбор будет считаться отдельно по каждому магазину.

Если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в Москве на территориях, подведомственных разным инспекциям, постановку на учет осуществляет налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ).

При подаче уведомления в налоговые органы о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора никакие дополнительные документы не требуются.

Надо учитывать, что если организация самостоятельно не встанет на учет в ИФНС как плательщик сбора, то ИФНС исчислит сумму сбора к уплате на основании информации, полученной от местных органов власти. На рассчитанную сумму сбора налоговые органы пришлют требование об уплате сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ)

Также в этом случае организация может быть привлечена к налоговой ответственности. Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмотрен штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.

Заполнение уведомления

В соответствии с приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ форма ТС-1 заполняется в следующем порядке:

—           в поле 3.1 «Ставка сбора на объект, осуществления торговли (в рублях)» формы № ТС-1 указывается ставка торгового сбора, установленная нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли;

—           в поле 3.2 «Ставка сбора, установленная в кв. м (в рублях)» формы № ТС-1 указывается ставка торгового сбора, установленная нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на площадь объекта осуществления торговли.

В случае если нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлены дифференцированные ставки сбора, то указанная ставка торгового сбора указывается расчетно путем вычисления средней ставки торгового сбора;

—           в поле 3.3 «Исчисленная сумма сбора за квартал (в рублях)» формы № ТС-1 указывается сумма торгового сбора для каждого объекта обложения торговым сбором как произведение ставки торгового сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли;

—           в поле 3.4 «Сумма льготы, предоставляемая на объект осуществления торговли (в рублях)» формы № ТС-1 указывается сумма льготы, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя). Показатель поля 3.4 не может превышать значение поля 3.3 «Исчисленная сумма сбора за квартал (в рублях)»;

—           в поле 3.5 «Код налоговой льготы» формы № ТС-1 последовательно указываются пункт и подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями);

—           в поле 3.6 «Сумма сбора за квартал (в рублях) (стр. 3.3 — стр. 3.4)» формы № ТС-1 указывается разница между исчисленной суммой торгового сбора за квартал и суммой льготы, предоставляемой на объект осуществления торговли.

Числовые значения показателя суммы торгового сбора указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Пример

Организация имеет магазин и площадь торгового зала 51 кв. м в ЦАО г. Москвы. Заполним форму заявления и рассчитаем сумму торгового сбора для данной организации за квартал.

Законом 62 ставка торгового сбора дифференцируется по видам деятельности, местонахождению (в центре — дороже, за МКАД — дешевле), в зависимости от особенностей осуществления видов деятельности и особенностей объекта осуществления торговли.

Для объектов стационарной торговли, имеющих торговый зал, в качестве основы для определения ставки торгового сбора следующая закономерность:

  • если площадь торгового зала менее 50 кв. м, то ставка фиксированная;

  • если площадь торгового зала более 50 кв. м, то ставка дифференцированная (до 50 кв. м — одна сумма в зависимости от местоположения, после 50 кв. м — 50 руб. за кв. м).

Ставка торгового сбора для нашего объекта составляет 1200 руб. за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. м.

Рассчитаем показатель строки 3.2 уведомления:

(1200 руб. х 50 кв. м + 50 руб. х 1 кв. м) : 51 кв. м = 1177,45 руб.

Определим показатель для строки 3.3:

1177,45 х 51 = 60 050 руб.

Фрагмент уведомления


Уплата торгового сбора и зачет суммы в счет других налоговых платежей

Периодом обложения сбором является квартал (ст. 414 НК РФ). Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения. То есть первый срок платежа по торговому сбору — 26 октября (поскольку 25 октября 2015 г. — это выходной день).

Обратимся к п. 8 ст. 346.21 НК РФ. Согласно данной норме при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которой в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога по УСН (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Аналогичная норма включена в п. 10 ст. 286 НК РФ и для плательщиков налога на прибыль.

Положения, приведенные выше, не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

На сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы в разделе «Часто задаваемые вопросы» в ответе на вопрос: «Я веду торговую деятельность и применяю УСН „доходы минус расходы“. Могу ли я зачесть сумму налога к уплате на сумму торгового сбора?» был дан ответ: «Согласно Налоговому кодексу РФ суммы налога по УСН „доходы минус расходы“ не могут быть уменьшены налогоплательщиками на сумму торгового сбора (такая возможность предусмотрена для плательщиков, применяющих УСН „доходы“). Вместе с тем сумма торгового сбора может учитываться в составе расходов, на которые уменьшаются доходы в рамках применения УСН „доходы минус расходы“».

Такие же разъяснения дал Минфин России в письме от 27.03.2015 № 03-11-11/16902. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, вправе уменьшить сумму налога по УСН на сумму торгового сбора на основании п. 8 ст. 346.21 НК РФ. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов на основании подпункта 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Таким образом, организации, уплачивающие налог на прибыль и применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», вправе уменьшить сумму налога на сумму торгового сбора. Организации, которые применяют УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают сумму торгового сбора в составе расходов.

1 Введена Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ.