1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 693

Паспорт местного самоуправления: лето-2015

Министерство юстиции представило своего рода «паспорт» российского местного самоуправления, по которому в стране по состоянию на 1 июня 2015 г. числятся 22 820 муниципальных образований. Мониторинг ведомства подкрепил многократные публикации в нашем издании.

Согласно исследованиям Минюста и данным Росстата, количество муниципальных образований складывается из:

  • 18 563 сельских поселений;

  • 1628 городских поселений;

  • 1814 муниципальных районов (из них 123 с межселенными территориями);

  • 540 городских округов (из них 41 ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование);

  • один городской округ с внутригородским делением (город Челябинск);

  • семь внутригородских районов в городском округе Челябинск;

  • 267 внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Были селянами, стали горожанами

Вопреки многолетней практике укрупнения муниципальных образований их число не уменьшается. С образованием в прошлом году новых субъектов федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя общее количество российских муниципий выросло по сравнению с предыдущим годом. На полуострове и городе славы российского флота — 279 муниципальных образований.

Укрупнительный процесс стартовал сразу вслед за вступлением в действие закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Происходило это главным образом двумя способами: путем объединения сельских поселений или присоединения их к городским округам. Более всех преуспели в этих направлениях в Республике Марий Эл и Мордовии, в Архангельской, Воронежской, Кировской, Новгородской, Рязанской и Тульской областях. Зачастую это приносило неудобства местным жителям, поскольку от них отдалялась власть шаговой доступности, до которой, по образному выражению президента страны Владимира Путина, должно рукой дотянуться. Так, в Тульской области город Липки разделяет населенные пункты, входящие в состав сельского поселения Приупский.

В Иркутской области город Ангарск с населением более 200 000 человек был в административном подчинении муниципального района с числом жителей менее 20 000 человек. Теперь образован Ангарский городской округ, и жители окружающих его поселений в одночасье стали горожанами.

Аналогичным образом в 2014 г. и первой половине 2015 г. созданы городские округа:

  • Гвардейский и Озерский (Калининградская область);

  • Среднеканский и Ягоднинский (Магаданская область);

  • Озеры (Московская область);

  • Сокольский (Нижегородская область);

  • Кувандыкский, Соль-Илецкий и Ясенский (Оренбургская область).   

В Подмосковье объединены городские округа Королев и Юбилейный, Балашиха и Железнодорожный, а также Подольск, Климовск и поселения Подольского муниципального района, в Тульской области — городской округ Тулы с поселениями Ленинского района.

Всего в 2014 г. произведено:

  • 156 преобразований муниципальных образований, 118 из них — объединение;

  • 20 упразднений малочисленных поселений;

  • пять случаев создания новых поселений на межселенных территориях.

  • один случай образования нового городского поселения (Иннополис в Татарстане).

При ужесточении требований к бюджетным расходам не исключена новая волна укрупнения муниципальных образований с целью экономии средств. В органах местного самоуправления трудятся почти 454 000 работников. Из них около 320 000 обладают статусом муниципальных служащих. Это на 14 000 должностей муниципальной службы меньше, чем предусмотрено штатными расписаниями. Объединение или присоединение муниципальных образований, безусловно, не позволит разрастись чиновничьему люду на местах, но, несомненно, еще больше отдалит от населения власть пешеходной и транспортной доступности (п. 11 ст. 11 закона о местном самоуправлении).

Укрупнение ради экономии или полномочий?

Многолетний процесс укрупнения муниципальных образований сопровождается столь же длительной практикой перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и между муниципальными образованиями разного уровня, о чем регулярно сообщает «Муниципальный форум». Теперь газетные выступления подкреплены мониторингом Минюста.

Самым распространенным видом перераспределения полномочий является распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Сегодня в 19 субъектах РФ такие полномочия остались за региональными органами государственной власти. В отдельных регионах это касается только их административных центров. К примеру, в Алтайском и Забайкальском краях, Курской, Липецкой, Новгородской, Самарской, Свердловской, Тульской и Тюменской областях.

Часто перераспределялись полномочия в сфере:

  • территориального планирования, архитектуры и градостроительства, включая утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки;

  • коммунального хозяйства, включая водоснабжение населения и водоотведение, энергоснабжение, вывоз и утилизацию бытового мусора;

  • здравоохранения;

  • образования;

  • природопользования;

  • культуры.

В первой половине текущего года на 25% сократилось число поселений, заключающих соглашения с администрациями муниципальных районов о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.

Все годы муниципальной реформы существует практика наделения органов местного самоуправления некоторыми функциями органов государственной власти. В результате почти 60% муниципальных образований выполняют отдельные государственные полномочия. Прежде всего это относится к городским округам, более 85% которых имеют полномочиями государственной власти, и муниципальным районам, 80% которых исполняют отдельные государственные функции.

Органы государственной власти делегируют местному самоуправлению:

  • опеку и попечительство;

  • деятельность административных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их  прав;

  • профилактику безнадзорности несовершеннолетних;

  • отлов и содержание безнадзорных домашних животных;

  • выравнивание муниципальными районами бюджетной обеспеченности поселений.

Также передаются государственные полномочия в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая регулирование тарифов на коммунальные услуги, а также в здравоохранении, социальной защите, транспортном обслуживании населения, поддержке аграрного производства.

Все преобразования осуществлены согласно более чем 100 поправкам, дополнениям и изменениям в закон о местном самоуправлении. Только в 2014 г. и 1-м полугодии 2015 г. было принято 20 федеральных законов с корректировкой муниципального законодательства.

Общая численность российских муниципий по состоянию на 1 июня 2015 г.

Федеральный округ

Количество действующих муниципальных образований

всего

в том числе

Муниципальных районов

Городских округов

Городских поселений

Сельских поселений

Внутригородских территорий города федерального значения

Центральный

4791

413

104

472

3656

146

Северо-Западный

1610

155

44

215

1085

111

Южный

1727

143

30

93

1461

0

Северо-Кавказский

1707

114

30

43

1520

0

Приволжский

5971

448

77

347

5099

0

Уральский

1350*

93

117

77

1063

0

Сибирский

4073

318

77

242

3436

0

Дальневосточный

1294

116

50

135

993

0

Крымский

289

14

11

4

250

10

ВСЕГО

22 812*

1814

540

1628

18 563

267

* Сведения приведены без учета одного городского округа с внутригородским делением и семи внутригородских районов.
ИСТОЧНИК: Минюст России

Динамика передачи полномочий от поселений муниципальным районам по соглашению между ними

Количество поселений, передавших муниципальному району

2014 г.

2015 г.

От 1 до 10 вопросов местного значения

11 193

9198

Более 10 вопросов местного значения

2048

1312

Все вопросы местного значения

49

39

ИСТОЧНИК: Минюст России