Книгоиздание устанавливает новые антирекорды

| статьи | печать

Впервые за семь лет (начиная с кризисного 2008 г.) книжная отрасль продемонстрировала снижение по всем основным показателям развития — по числу выпущенных названий книг и брошюр и по совокупному тиражу выпущенной печатной продукции. Такие данные приводятся в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Высокие темпы роста рынка электронных книг пока не компенсируют потери от сокращения спроса на бумажные издания.

Согласно данным Российской книжной палаты в 2014 г. отечественные издательства выпустили 112 126 названий книг и брошюр совокупным тиражом 485,5 млн экз. В сравнении с 2013 г. число выпущенных названий снизилось на 7%, а снижение совокупного тиража выпущенных изданий составило 10,4%. В сравнении с 2008 г. количество выпущенных наименований упало на 9,1%, а совокупный тираж стал меньше на 36,2%.

Показатель объемов отпечатанной книжной продукции (совокупный листаж), свидетельствующий о степени загрузки полиграфических предприятий, сократился в 2014 г. по отношению к 2013-му более чем на 16%. В сравнении же с 2008 г. печатная масса выпускаемых в стране книжных изданий упала почти вдвое — на 45,3%. Сокращается и число выпущенных экземпляров книг и брошюр в расчете на душу населения. В 2014 г. оно снизилось по отношению к 2013 г. на 12,2%. К уровню 2008 г. его падение составляет 37,9%.

Средний тираж одного издания по итогам 2014 г. в сравнении с 2013 г. стал меньше на 3,7% и составил 4330 экз. Средний объем одного экземпляра издания в 2014 г. снизился к уровню 2013 г. на 7% и составил 10,97 п. л. Оба показателя, как и предыдущие, являются самыми низкими за рассматриваемые годы. За период с 2008 г. по 2014 г. средний тираж одной книги сократился почти на 30%, а средний объем одного экземпляра издания упал на 14,3%.

Падение книжного рынка продолжится

В 2014 г. в стране действовало 5326 издательств, что на 7% меньше, чем годом ранее. Опрос печатного ведомства показал, что большинство издателей уже столкнулись или ожидают падения реализации своей продукции, в том числе из-за того, что книжные магазины стали меньше брать книг на реализацию. Две трети опрошенных издательств отмечают подорожание стоимости полиграфических услуг. Главным образом это касается стоимости полиграфических услуг зарубежных полиграфпредприятий, которая фактически выросла из-за девальвации национальной валюты России. Примерно треть репондентов уже переводит печать своих изданий на отечественную полиграфическую базу, и еще примерно столько же планируют это сделать в 2015 г.

Почти две трети опрошенных издательств ожидают, что в 2015 г. у них будет выпущено меньше книг. При этом увеличение доли переизданий в своем репертуаре отметили почти 50% обследованных издательств. Если в 2008 г. в среднем доля переизданий в их ассортименте составляла 42%, то сегодня — 48%.

Несмотря на кризис, характерной чертой деятельности издательств в последние годы является поиск новых возможностей реализации товаров и постоянные попытки наращивания числа контрагентов. В своих планах на 2015 г. более 53% опрошенных издательств ответили, что будут и дальше расширять свою клиентскую базу, 32% отметили, что будут стремиться сохранить число контрагентов на существующем уровне, а 16% заявили, что планируют сократить их число.

Согласно прогнозам, приведенным в докладе Роспечати, к концу 2015 г. на книжном рынке страны произойдет снижение экземплярного спроса на 20—25% как со стороны розничных предприятий, так и со стороны конечных покупателей. Столь значительное проседание не сможет сгладить даже предполагаемый рост средней цены реализации на уровне 20—25%. Поэтому ожидаемое снижение объема книжного рынка составит порядка 2,5 млрд руб.

Основными точками падения спроса будут являться дорогие подарочные издания и дешевые малоформатные брошюры. Базовыми для российского печатного книжного рынка в настоящий момент остаются ниши художественной литературы и детской книги. И, как полагают участники рынка, в 2015 г. доля этих ниш в обороте книжного рынка будет продолжать увеличиваться.

Борьба с пиратами поддержит цифру

Вместе с тем активно развиваться продолжит сегмент электронных книг. По данным компании «ЛитРес», по итогам 2015 г. рынок электронных книг в России может достичь объема в 2,1 млрд руб. (1,9 млрд руб. по текстовому формату плюс 150—200 млн руб. по аудиокнигам). В прошлом году общий объем цифровой книги в России составил 1,5 млрд руб., или 1,99% к обороту книжной отрасли по печатной книге.

Главным препятствием для развития рынка электронных книг в России компания J’son & Partners Consulting считает отсутствие культуры потребления цифрового контента и пиратство: хотя электронные книги читают 70% россиян, 92% из них скачивают их из интернета (в том числе пиратские копии) бесплатно.

Хотя высокие темпы роста рынка электронных книг, наблюдаемые на протяжении ряда последних лет, пока не сильно отражаются на финансовых показателях деятельности издательств, данный рыночный сегмент остается одним из самых перспективных и многообещающих. Отраслевые эксперты уверены, что компенсировать потери от сокращения продаж бумажных книг за счет увеличения продаж электронных издательствам позволит усиление борьбы с пиратством.

К сведению

Россияне говорят о своем интересе к чтению

С каждым годом россияне читают все больше. Наиболее популярные жанры — романы о любви и детективы. Об этом свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Согласно данным исследования в число самых читающих областей вошли Московская, Ленинградская, Вологодская, Псковская, Ярославская, а также Чувашская Республика. Сибирь и Северный Кавказ попали в число отстающих.

Крайне неблагоприятная ситуация в сфере чтения, по данным исследования, сложилась в Забайкальском крае, Республике Тыва и Республике Дагестан. В последние годы россияне стали читать больше — в среднем 4,55 книги за последние три месяца, тогда как год назад этот показатель составлял 4,23, а в 2011 г.— 3,94. Однако эта цифра по-прежнему не превышает уровень 20-летней давности: 5,14 книги в 1992 г. Чаще других к литературным произведениям обращаются женщины (5,07), жители городов-миллионников (6,26).

Представители старшего поколения читают значительно больше, нежели молодые люди: если респонденты старше 60 лет прочли за последние несколько месяцев в среднем 5,28 книги, то 18—24-летние — лишь 3,56. Наибольшей популярностью среди российских граждан пользуются романы о любви — их для чтения выбирают 13% опрошенных. А 11% респондентов отдают предпочтение книгам по истории. Также россиян привлекают детективы: зарубежные (9%), «русские женские» (9%), а также отечественные детективные боевики (8%).

Произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирает почти каждый десятый участник опроса (9%). Столько же опрошенных признались, что их «тянет» к фантастике. Литературные издания для детей читают 8% опрошенных. Еще 8% узнают с книжных страниц о красоте, здоровье и психологии (8%). Мемуары читают 7% россиян. Еще 7% предпочитают художественные произведения современных авторов. Часть респондентов просматривает книги по домашнему хозяйству и работе на приусадебных участках (6%). К научной и профессиональной литературе обращаются 6% участников опроса, причем в большей степени молодежь, нежели люди преклонного возраста (10 и 3% соответственно).

В целом отмечается снижение потребности в чтении: если в 2009 г. о том, что «практически не читают», сказали 27% опрошенных, то сегодня их количество увеличилось до 36%.

32% россиян покупают литературу в магазинах и на книжных развалах (в 2009 г. цифра была на 2% больше). Чаше всего книги покупают 35—44-летние (41%), москвичи и петербуржцы (41%), респонденты с высшим образованием (40%).

За новую бумажную книгу участники опроса готовы в среднем заплатить 361 руб. Расстаться с 50—100 руб. ради приобретения печатного образца могут 71—73% опрошенных. Половина респондентов (54%) может отдать 200 руб. Потратить на книгу 300 руб. согласен каждый третий (35%), а вот 400 руб. — только каждый пятый (20%). Лишь 7% опрошенных готовы выложить 1000 руб. за понравившееся издание, а более 1500 руб.— 5%.

С 37% в 2009-м до 24% в 2014 г. упала доля тех, кто берет книги почитать у друзей и родственников, а литературу из домашней библиотеки предпочитают 17% россиян (против 27% в 2009 г.).

Электронные книги, прочитанные и скачанные из интернета, занимают все более прочные позиции у читающих жителей нашей страны: читать онлайн и скачивать их из интернета стали 18% любителей литературы против 5% в 2009 г. Фанаты библиотек практически не изменили свои привычки: услугами публичных книгохранилищ продолжают пользоваться всего 8% россиян, тогда как в 2009 г. их было 10%.

О том, что любят читать, сказали 48% опрошенных, тогда как 43% склонности к чтению в себе не отметили. Любителями букинистической литературы назвали себя 15% респондентов, а 7% опрошенных так любят книги, что порой покупают ненужные просто из-за того, что они стоят дешево.