1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 261

ФАС вынесла предупреждение стекольщикам из-за войны с производителями ПЭТ-тары

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) обнаружила документ, в котором стекольщики договариваются лоббировать запрет использования ПЭТ-тары для алкогольной продукции. Ведомство указало, что реализация этой задачи может привести к серьезным нарушениям антимонопольного законодательства и пообещало, что реакция службы в таком случае будет незамедлительной. По подсчетам производителей стеклянных бутылок, запрет разливать пиво в пластиковую тару мог бы увеличить их продажи на 10 млрд руб.

Как пояснили в антимонопольном ведомстве, поводом для вынесения предостережения стал протокол некоммерческого партнерства «Национальный объединенный совет предприя­тий стекольной промышленности „Стеклосоюз“». Согласно этому документу одной из основных задач антикризисного штаба партнерства является «лоббирование мер по увеличению объемов и рынков сбыта стекольной продукции, включая ограничение использования ПЭТ-тары».

В среднем пивовары за год покупают у стекольных предприятий порядка 4 млрд бутылок. Стоимость одной бутылки 3—5 руб. Запрет на использование пластика может увеличить продажи стекольщиков на 10 млрд руб. Сегодня объем рынка стеклотары для пивоваренной промышленности составляет от 12 до 20 млрд руб. в год.

ФАС России считает, что реализация этой задачи стекольным лобби может содержать признаки сговора и согласованных действий и привести к ограничению или устранению конкуренции как на рынке алкогольной продукции, так и на смежных рынках: тары и упаковки, ПЭТ-гранулята и пр. «Исполнение решений антикризисного штаба „«Стеклосоюза“ может привести к серьезным нарушениям антимонопольного законодательства, и реакция ФАС России в таком случае будет незамедлительной. Целесообразность ограничения использования ПЭТ-тары при производстве и реализации алкогольной продукции — сложный вопрос, который требует детального обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, в том числе самих производителей этой продукции», — отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.

Запрет использования пластика для разлива и продажи алкогольной продукции, включая пиво, обсуждается давно. Так, в июне прошлого года Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предполагал сначала введение запрета на продажу алкоголя крепостью 6% в полимерной таре объемом более 1,5 л, а с 2016 г. — крепостью менее 4% в ПЭТ-таре объемом более 0,5 л. Однако позже документ был снят с рассмотрения в связи отзывом авторов законодательной инициативы. 1 июля текущего года в Госдуму внесен новый законопроект, предусматривающий полный запрет использования пластиковых бутылок для алкогольной продукции с 1 января 2016 г.

В пояснительной записке к этому документу говорится, что в настоящее время 60% реализуемого на территории России пива и более 95% пивных напитков разливается в ПЭТ-тару (из полиэтилентерефталата). Из одной и той же заготовки ПЭТ можно выдуть бутылку почти любой емкости, от 0,33 до 2,5 л, непосредственно на предприятии — производителе алкогольной продукции, поэтому ПЭТ-упаковка максимально удобна для производителей неучтенной продукции. «Их невозможно проконтролировать, сравнив объемы поставленной тары и объемы произведенной продукции», — считают авторы законодательной инициативы.

По их мнению, подавляющая часть пивных напитков представляет собой смесь этилового спирта неизвестного происхождения, воды и ароматизаторов. Согласно данным проверок, проведенных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, легально производится в лучшем случае только каждая 20-я бутылка пивных напитков. Объем продаж пивных напитков оценивается в 700 млн дал по итогам 2014 г. Объем недоплаченных в регио­нальные бюджеты акцизов — около 180 млрд руб.

Согласно данным Росстата и ФТС, по итогам 2014 г. в России произведено 766,5 млн дал пива (не включая пивные напитки), экспортировано 14,0 млн дал, импортировано 17,1 млн дал, продано в розничной торговле 1001 млн дал. Таким образом, непонятно откуда взялось 231,4 млн дал пива (без учета пивных напитков), проданного в розницу. Неизвестна судьба еще 41,6 млрд руб. акцизных поступлений.

Поступления акцизов с алкоголя падают

На запрете производства всех видов алкогольной продукции в ПЭТ-таре настаивает Центр разработки национальной алкогольной политики. Его эксперты считают, что из-за нелегальной алкогольной продукции, которая реализуется в ПЭТ-таре под видом пивных напитков, в стране сокращается поступление алкогольных акцизов. По данным центра, общий объем нелегального рынка пивоваренной продукции составляет около 1 млрд декалитров в год.

По данным Федерального казначейства, по состоянию на 1 апреля 2015 г. поступления в консолидированный бюджет акцизов на российскую алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива и вин, составили 30,15 млрд руб. (79,1% от уровня аналогичного периода 2014 г.).

Поступления акцизов на слабоалкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% составили 0,63 млрд руб. (35,4% от уровня аналогичного периода 2014 г.). Акцизов на пиво, производимое на территории РФ, поступило 25,01 млрд руб. (99,3% от уровня аналогичного периода 2014 г.). Акцизов на вина, производимые на территории РФ, поступило 2,04 млрд руб. (118,7% от уровня аналогичного периода 2014 г.).

Граждане против запрета пластика

По мнению россиян, запрет больших пластиковых тар для слабого алкоголя вряд ли снизит его потребление, а вот качество и ассортимент могут реально пострадать.

Если верить данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), то потенциальный запрет пластиковой тары объемом более 0,5 л для алкогольных напитков повлечет целый ряд негативных последствий. Так, 30% респондентов полагают, что он приведет к росту цен на другие продукты в пластике (в связи с тем, что производителям тары необходимо будет как-то компенсировать убытки). Четверть опрошенных (26%) опасается снижения качества алкоголя. А каждый пятый (21%) предвидит сокращение ассортимента спиртного по причине прекращения выпуска определенных марок из-за невозможности производить более дорогую упаковку. Не прогнозируют каких-либо изменений в ассортименте, цене или качестве алкоголя 24% участников опроса.

Большинство респондентов не верят, что данное ограничение поможет снизить потребление пива. Около трети всех опрошенных (36%) полагают, что потребители будут приобретать его в тех же объемах, что и ранее, покупая при этом несколько маленьких бутылок по более высокой цене (среди потребителей пива об этом сказали 42%). Более четверти россиян (29%) в таком случае прогнозируют рост потребления дешевого крепкого алкоголя. Только 14% думают, что введение запрета заставит людей уменьшить объемы потребления.

К слову, пиво является из алкогольных напитков самым потребляемым среди россиян — его пьет половина опрошенных (50%), в том числе 14% — еженедельно, 19% — пару раз в месяц, 17% — реже раза в месяц. Вино и крепкий алкоголь в целом пьют заметно реже, в основном не чаще, чем пару раз в несколько месяцев (33 и 25%, соответственно). Алкогольные коктейли не пользуются популярностью у российских потребителей: 84% опрошенных не пьют их вовсе.

К сведению

Винное эмбарго откладывается

Россия пока не будет распространять продовольственное эмбарго на вино или кондитерские изделия, так как заместить объемы этой продукции пока невозможно. Об этом заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев в эфире телеканала «Россия-1».

Глава аграрного ведомства подтвердил, что власти обсуждали вопрос распространения продуктового эмбарго на вино и кондитерские изделия, но пришли к выводу, что сейчас не подходящий для этого момент. Вместе с тем, прежде чем принимать такие решения, они пообещали все тщательно продумать, проанализировать и просчитать.

«Мы исходим, прежде всего, из интересов потребителей, потому что, если мы, условно, „закроем“ вино, допустим, те же кондитерские изделия или что-то другое, это может очень плохо отразиться, прежде всего, на балансе продовольствия в нашей стране», — сказал министр.

По его словам, отечественные производители смогут заменить большую часть импортного вина и шоколада максимум к 2020 г. «Пока мы производим недостаточно вина, чтобы закрыть потребление продукции импортного производства. Я думаю, что это произойдет постепенно, эволюционным путем в течение ближайших двух — пяти лет», — заявил А. Ткачев.

Ранее к руководству страны с просьбой ввести запрет на ввоз в РФ вина из стран Европы обращалось руководство крымского Бюро винограда. По мнению крымских виноделов, продукцию которых Евросоюз запретил поставлять на свою территорию, они находятся в неравных условиях с европейскими конкурентами: те завозят свой товар в Россию, а «Массандра», «Новый свет» и «Магарач» в Европу — нет.