Правительство предлагает пересмотреть санкции за нарушения в области таможенного дела

| статьи | печать

На днях Правительство РФ внесло в Госдуму на рассмотрение проект поправок в главу 16 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за правонарушения в области таможенного дела (законопроект № 822516-6). Участников внешнеэкономической деятельности ждет ряд послаблений и уменьшение минимальных размеров штрафов при одновременном увеличении их максимальной планки по некоторым составам.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» подготовлен по итогам проведения инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

В частности, из ст. 16.1 Кодекса предлагается исключить часть 4, предусматривающую ответственность за представление недействительных до­кумен­тов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску. Учитывая незначительное количество дел об административных правонарушениях указанной категории (не более 0,05% от общего числа возбужденных таможенными органами дел), исключение этой части из Кодекса не снизит эффективность правовой охраны отношений, связанных с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. К тому же выявляемые факты таких правонарушений подпадают под действие ст. 16.3 Кодекса, пре­дусматривающей ответственность в целом за несоблюдение установленных запретов и ограничений вне зависимос­ти от этапов перемещения товаров.

Законопроектом также преду­смотрено дополнение примечания к ст. 16.2 Кодекса нормой, освобождающей декларанта ­либо таможенного представителя от административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса (недекларирование ­либо недостоверное декларирование товаров) в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров и доб­ровольном сообщении в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведений о недекларировании товаров. И еще при условии, что в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

Внесение данного дополнения связано в основном с техничес­кими ошибками при заполнении заполнении таможенных деклараций, которые возникают в основном в результате пересортицы товаров, неверного указания количества однородных товаров и т.д.

Сейчас, если декларант либо таможенный представитель обнаружили такие ошибки, то при обращении в таможенные органы с целью исправления допущенных ошибок и доплаты причитающихся сумм таможенных платежей их привлекают к административной ответственнос­ти по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, так как добровольное сообщение о совершенном правонарушении является только обстоятельством, смягчающим административную ответственность, но не освобождающим от нее. Поэтому наличие возможности исправления допущенных при таможенном декларировании товаров ошибок и доплаты таможенных платежей без угрозы привлечения к административной ответственности соответствует принципам справедли­вости назначения наказания.

Состав правонарушения по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса уточняется. А именно ответственность по этой части будет наступать за заявление декларантом или таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных до­кумен­тов не только в случае если такие сведения или до­кумен­ты могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами запретов и ограничений, но и в случае когда они уже послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений.

Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена сейчас ч. 1 и 2 ст. 16.3 Кодекса, с целью оптимизации конструкции нормы будут объединены.

Часть 2 ст. 16.20 Кодекса, предусматривающую ответственность за пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа, предлагается дополнить противоправными деяниями, выражающимися в передаче во владение или в пользование, продаже либо распоряжении иным способом такими товарами. Это связано с тем, что лица после наложения таможенным органом ареста не используют сами товары, а выводят их из-под контроля, например, путем продажи, утраты, дарения, передачи на хранение иному лицу и т.д.

Помимо этого произойдет корректировка составов правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1 (сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения), ч. 2 ст. 16.2 (заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений), ст. 16.7 (представление недействительных до­кумен­тов при совершении таможенных операций) Кодекса. Из них будет исключено административное наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметами административных правонарушений.

Ответственность за совершение правонарушений по ч. 3 ст. 16.1 (см. выше), ч. 3 и 5 ст. 16.12 (непредставление в установленный таможенным органом срок до­кумен­тов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению до­кумен­тов, необходимых для проведения таможенного контроля, соответственно), ст. 16.14 (нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций), ч. 3 ст. 16.19 (незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении) Кодекса смягчится за счет введения наказания в виде предупреждения. По некоторым составам значительно будут снижены минимальные размеры административных штрафов. При этом по ч. 3 и 5 ст. 16.12 Кодекса при уменьшении нижних пределов штрафных санкций ввиду необходимости назначения соразмерного и адекватного тяжести совершенного правонарушения наказания повышаются верхние пределы штрафов (с 300 000 до 500 000 руб.).