Минфин об упрощенном учете

| статьи | печать

В начале июня 2015 г. на официальном интернет-портале Минфина России был опубликован документ под названием Информация № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее — Информация). О том, для кого он предназначен, какие ограничения налагает и какие преференции предоставляет, — в нашем комментарии.

Очертим круг пользователей

О том, для каких конкретно организаций подготовлен и выпущен данный до­кумен­т, говорится в п. 1.1 Информации. В первую очередь, это субъекты малого предпринимательства. Напомним, что критерии для включения компаний в число малых установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это:

  • ограниченный размер выручки (не более 400 млн руб.);
  • малая численность работников (не более 100 человек);
  • ограничение по доли участия юридических лиц в составе учредителей.

Обратите внимание: в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для того, чтобы компания могла применять упрощенные способы ведения учета и составления отчетности, руководство компании обязано в учетной политике прописать решение о переходе на бухгалтерскую «упрощенку».

Кроме того, Информация предназначена для некоммерческих организаций и компаний, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“». Ведь они также имеют права на ведение учета по упрощенной схеме.

Льготы и преференции

Из текста Информации можно выделить целый ряд послаблений для организаций, ведущих упрощенный учет.

Упрощенный план счетов

Организации могут использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации). Приведем примеры.

1. Для учета производственных запасов вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» специалис­ты Минфина России предлагают использовать счет 10.

2. Для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» — счет 20.

3. Для учета готовой продукции и товаров вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция» — счет 41.

4. Для учета денежных средств в банках вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» — счет 51.

5. Для учета дебиторской и кредиторской задолженности вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» — счет 76.

6. Для учета капитала вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал» — счет 80.

7. Для учета финансовых результатов вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» — счет 99.

Простая форма учета

Малые предприятия в зависимости от характера и объема операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Такая форма учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Она является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у компании на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Данную форму бухгалтерского учета специалисты финансового ведомства рекомендовали организациям с незначительным количеством хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Применение ПБУ

В комментируемой Информации специалисты Минфина России отметили, что у компаний при упрощенном способе ведения учета есть право отступать от действующих правил, установленных положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). К примеру, малое предприятие, ведущее свою деятельность в строительном сегменте, имеет право не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», то есть не отражать в своих отчетах выручку по исполняемому проекту до его завершения. В этом случае доходы и расходы по договору строительного подряда признаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций» (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов).

Также можно обойтись без переоценки основных средств (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств») и нематериальных активов (п. 17 ПБУ 14/07 «Нематериальные активы»). А коммерческие и управленческие расходы разрешается признавать в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99). Кроме того, все расходы по займам можно признавать прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).

Малое предприятие не обязано отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). Это прямо предусмотрено п. 3 ПБУ 8/01 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Организации на бухгалтерской «упрощенке» могут принять решение вести учет доходов и расходов кассовым методом.