1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 807

Половина операторов выездного туризма покинула рынок

По данным Роспотребнадзора, к середине апреля 2015 г. число туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, сократилось примерно в 2,5 раза. Часть из них переориентировалась на внутренний туризм. По данным Ростуризма, число российских туристов за границей в I квартале 2015 г. сократилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а въездной поток в страну вырос на 16%.

В государственном докладе «Защита потребителей в РФ в 2014 г.», который опубликовал Роспотребнадзор, говорится: «К середине апреля 2015 г. число туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, сократилось примерно в 2,5 раза. Так, на 15 апреля 2015 г. только порядка 800 участников ассоциации „Турпомощь“ внесли членские взносы (0,1% от объема денежных средств, полученных от реализации продукта, но не менее 100 000 руб.), остальные 931 туроператор взносы в указанный срок не внесли и были исключены из объединения». Часть туроператоров перешла на внутренний туризм — работая в этом сегменте, не нужно платить взносы в ассоциацию «Турпомощь». Исключенные юридические лица могут вернуться в ассоциацию, но для этого им придется заново подавать документы.

По данным Федерального агентства по туризму, число российских туристов за границей в I квартале 2015 г. сократилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом прош­лого года. Всего с целью отдыха из России выехали 1,89 млн человек (в 2014 г. их было 3,18 млн). Общее количество россиян, отправившихся за рубеж, составило 6,5 млн человек.

Самое большое падение пришлось на Тунис и Индонезию, в которых турпоток из России снизился более чем на 90%. При этом такие популярные среди россиян направления, как Египет и Турция, потеряли 26 и 36% соответственно. Единственной страной, в которой увеличилось количество российских туристов, стала Румыния.

По мнению экспертов «Ассоциации туроператоров России» (АТОР), в настоящее время туристическая отрасль переживает кризис. Впрочем, кризисы 1998 и 2008 гг. показали, что российский рынок обладает уникальной способностью к восстановлению объемов. К примеру, уже в 2010 г. объем туристичес­кого рынка превысил докризисный уровень. То есть восстановление заняло от силы год-полтора. «Подобное возможно только у нас, нигде в мире больше такого не происходило. И сейчас в том, что наблюдается общий спад потоков выездного туризма и, напротив, прирост количества туристов на внутреннем рынке, мы видим огромный потенциал возможностей», — заявил генеральный директор «Интуриста», вице-президент АТОР Виктор Тополкараев на недавней пресс-конференции.

Чтобы продемонстрировать потенциал роста туризма, как внешнего, так и внутреннего, эксперт привел следующие цифры. По официальной статис­тике, количество выездов на отдых по отношению к общему числу граждан России составляет 7—10%, аналогичный показатель в европейских странах колеблется от 30 до 50% и выше.
Если взять статистику по внут­реннему туризму, то у нас по стране путешествуют 17% от всего населения нашей страны, и, опять-таки, в Европе аналогичные показатели превышают 50%.

Путешественники мечтают о Крыме

То, что граждане не собираются отказываться от путешествий, подтверждают данные майского опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Исследование показало, что с каждым годом все меньше россиян планируют остаться летом дома: так, если в 2004 г. таковых было 59%, то в нынешнем — 40%. Впервые за всю историю опросов количество россиян, желающих отдохнуть в Крыму, сопоставимо с количеством желающих отдохнуть за рубежом — 27% всех опрошенных. Вместе с тем четверть респондентов (23%) хотели бы отдохнуть на Черноморском побережье Кавказа.

Согласно данным Aviasales около 65% авиабилетов, приобретенных россиянами на период с июня по август, пришлось на внутренние рейсы. Самое популярное направление летнего сезона 2015 г. — Симферополь. На Крым приходится около 8% всех внутренних перелетов в период с июня по август. Аэропорты полуострова возглавляют топ запросов пользователей из большинства регионов страны.

Выступая в Госдуме, глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что в прошлом году количество наших граждан, путешествующих по России, стало больше на треть, достигнув 41,5 млн человек (в 2013 г. — 32 млн человек). По данным туристического ведомства, повышенный интерес к путешествиям по России проявляют не только ее жители, но и иностранцы. За первые три месяца 2015 г. въездной поток в страну вырос на 16%, подсчитали в агентстве. Чиновники полагают, что с учетом роста внут­реннего туризма российский бюджет получит существенную инвестицию от путешественников.

Однако эксперты относятся к этой цифре скептически. Дело в том, что из-за падения курса рубля в Хабаровск и Владивосток хлынули коммерсанты из Китая. Кроме того, по туристической визе в России зачастую работают гастарбайтеры.

Главный сдерживающий фактор развития внутреннего туризма, по мнению многих специалистов, — дорогостоящие перевозки. Выступая на заседании экспертного совета по туризму в Комитете Совета Федерации по социальной политике, вице-президент Российского сою­за туриндустрии Юрий Барзыкин отметил, что расходы на транспорт составляют от 30 до 70% в турпродукте, что делает его неконкурентоспособным и малоликвидным. Основная задача — снизить эту диспропорцию до 15—20%. Для этого, считают в союзе, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, убрать административные барьеры, например, запрет на использование автобусов старше десяти лет для перевозки детей. Ведь в абсолютном большинстве субъектов РФ автобусный парк на 50 и более процентов старше десяти лет, и ресурсы на его обновление отсутствуют.

По мнению парламентариев, один из основных способов развития внутреннего туризма — государственное субсидирование перевозок на все виды транспорта. Кроме того, сенаторы предложили ввести понятие «социально обоснованный тариф», который будет рассчитываться исходя из заработной платы и от уровня достатка граждан.

Субсидированные перевозки не для всех

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ в 2015 г. предусматривается возможность субсидирования полетов в Симферополь по 43 направлениям. Как говорится в официальном сообщении на сайте Росавиации, предельная величина специального тарифа в одном направлении варьируется в зависимости от дальности маршрута следования и составляет от 2500 до 12 500 руб. Предполагается, что авиаперевозчики, заключившие договор с Росавиацией, должны предоставлять на каждом рейсе не менее 30% мест по специальному тарифу.

В связи с многочисленными обращениями пользователей эксперты туристического поисковика Aviasales решили проанализировать цены перелета в Симферополь из 32 городов России. В ходе исследования они сравнили тарифы из маршрутной таблицы Росавиа­ции с результатами собственной выдачи, а также тарифами на сайтах перевозчиков. Как оказалось, на 18 из 32 направлений обещанных дешевых билетов просто нет.

Один из ярких примеров — рейс Астрахань — Симферополь. Предполагается, что стоимость такого перелета должна быть не более 2500 руб., но минимальная реальная стоимость составляет 7142 руб.

К сведению

Туристы уходят в онлайн

За прошлый год рынок онлайн-тревел увеличился почти на 50%. Такие данные были озвучены на круглом столе в медиацентре Rambler&Co.

Так, согласно исследованию Data Insight, в 2014 г. онлайн-продажи туристических услуг в нашей стране составили 430 млрд руб., рост за год. Половина рынка онлайн-туризма в денежном выражении (215 из 430 млрд) — это авиабилеты, при этом посещаемость онлайн-сервисов по продаже авиабилетов сегодня на 20% выше, чем год назад, как для авиа­компаний, так и для онлайн-тревел-агентства (OTA).

«Сегодня направление онлайн-туризма — одно самых прогрессирующих в Рунете, — констатировал Сергей Гребенников, директор Региональной общественной организации „Центр интернет-технологий“ (РОЦИТ), — однако быстрому росту сопутствуют соответствующие трудности: необходимость больших инвестиций, техническое отставание, отсутствие четкого механизма регулирования отрасли, которое приводит к развитию теневого сегмента отрасли и дискредитации рынка в целом, несоответствие законодательства (например, в вопросе легитимности оферты — договора, заключенного онлайн). Не стоит сбрасывать со счетов и социальные факторы: некредитоспособность пользователей и элементарную цифровую неграмотность».

По мнению эксперта, чтобы решить накопившиеся проблемы, необходимо сделать следующие шаги. Во-первых, внести в законы дополнения с поправкой на развитие электронных сервисов и услуг (в первую очередь, в законы «О туристической деятельности» и «О защите прав потребителей». Во вторых, разработать свод правил безопасности интернет-туриста и принципы саморегулирования рынка. Вместе с тем представитель РОЦИТ предложил создать реестр (или «белый список») туристических онлайн-агентств, оператором которого может выступить Роскомнадзор.