1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 422

Сограждане стали меньше ездить за границу и не спешат оформлять загранпаспорта

Из-за роста цен, скачков валюты и падения рубля россияне вынуждены экономить на путешествиях. Чтобы сократить расходы на отдых, граждане стали реже выезжать за границу и больше путешествовать по стране. По итогам января 2015 г. международных рейсов было выполнено на 20% меньше, а внутренних — на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Еще наши туристы стали совершать меньше покупок за рубежом и начали чаще пользоваться услугами бюджетных авиаперевозчиков.

Как сообщила Аналитическая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) со ссылкой на данные Росавиации, в январе этого года доля международных перевозок составила 35,7%, что на 8,5% меньше, чем в январе 2014 г. Количество пассажиров на международных авиарейсах за пределами СНГ сократилось на 19,1%, а процент занятости пассажирских кресел на международных рейсах сократился почти на 6%, составив в среднем загрузку 76% (в январе 2014 г. этот показатель составлял 81,9%).

Объем внутренних перевозок, напротив, продолжает свой рост. По итогам января он составил 18,2% в сравнении с январем 2014 г. Средняя загрузка рейсов составила 70,7% (+2% в сравнении с январем 2014 г.). Доля внутренних перевозок составила 54,4%, что почти на 10% больше прошлогоднего показателя.

Сильный спад интереса к турам за рубеж в начале 2015 г. подтверждается статис­тикой запросов интернет-пользователей. По данным «Яндекса», в январе количество запросов туров в разные страны сократилось более чем на треть.

Аналитики АТОР отмечают, что многие туроператоры сократили чартерные программы по массовым и относительно массовым направлениям. Немного укрепившийся в декабре рубль в январе вновь начал ослабевать. На спрос на туристические поездки серьезнейшим образом повлияла общая экономическая ситуация: в январе 2015 г. стоимость на основные товары потребления, продукты питания и услуги выросла на 8—25%, в то время как зарплата россиян стала на 0,3% ниже, чем в январе 2014 г. Спрос на рабочую силу снизился на 22%, а число желающих найти работу с января 2014 г. выросло на 34%. Эти данные, опубликованные на портале hh.ru, свидетельствуют об увеличении числа безработных, считают эксперты.

Все это так или иначе повлияло на активность пользователей. В качестве основной тенденции можно выделить низкую глубину запросов, чаще всего пользователи искали туры с вылетами в феврале-марте. Только Турцию активно запрашивали на лето.

В итоге в январе этого года пользователи совершили 2 586 128 запросов на туры, это на 35% меньше, чем в январе 2014 г. По сравнению с преды­дущим месяцем количество запросов сократилось еще на 27,9%. Наиболее сильное снижение спроса ощущается на европейских направлениях, которые постепенно покидают списки лидеров, уступая недорогим массовым долларовым направлениям.

В январе пользователи интересовались горящими турами 362 358 раз, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце. 45% таких запросов в январе были по Египту, он, как и месяцем ранее, был самым популярным направлением, по которым россияне искали в «Яндексе». По сравнению с прошлым годом в два раза снизилось количество запросов на горящие путевки по Испании и Греции.

Вместе с тем уходит в прошлое имидж россиянина как расточительного и щедрого туриста. Как стало известно из данных по динамике расходов иностранцев на покупку товаров в январе 2015 г., представленных Global Blue (ведущий оператор по обработке tax free покупок), отрицательная динамика по расходам россиян по­явилась еще в декабре — минус 44% по сравнению с декабрем 2013 г. Тем не менее на долю российских туристов приходится 14% всех покупок, по которым были поданы заявки на возврат НДС. Это почетное второе место. На первом мес­те китайцы с 30% покупок, американцы покупают мало, на их долю приходится 4% от общего объема покупок, на туристов из Индонезии — 3%, и вроде бы сметаю­щие все в магазинах класса люкс японцы составляют всего 2%.

По данным Всемирной турис­тической организации, расходы россиян снизились всего на 6%, что составляет 50,3 млрд долл. Расхождение в цифрах объясняется различием методик. ВТО считает туристами тех, хотя бы на одну ночь останавливается в хостеле, отеле либо другом месте, предназначенном для путешественников.

Помимо шопинга, любители путешествий стараются экономить на авиабилетах. Как показало исследование Skyscanner, 79% россиян готовы отказаться от дополнительных услуг на борту в пользу низкой цены за перелет. Путешествия лоукос­терами помогают россиянам экономить в среднем 24% от цены авиабилетов в Европу и на Ближний Восток.

Для снижения тарифов бюджетные авиакомпании оптимизируют свои расходы и предлагают многие привычные услуги за отдельную плату. Ради низкой цены россияне легче всего готовы приспособиться к вылету в неудобное время (67%), удаленности аэропорта (49%), отсутствию телетрапа из здания аэропорта прямо в самолет (45%) и к необходимости регистрироваться на рейс онлайн (32%). При этом на пересадку со сменой аэропорта согласны лишь 10% путешественников.

И хотя 11% россиян для максимальной экономии смогут мириться не только с привычными ограничениями лоукостеров, но даже с рекламой на борту самолета, по данным опроса Skyscanner, 40% опрошенных все же предпочтут заплатить минимальный тариф за перелет и отдельно доплатить за наиболее нужные для них услуги, среди которых были названы: питание на борту — 64%, выбор места в салоне — 31%, дополнительное пространство для ног — 27%, мультимедийная сис­тема — 20%, бесплатный сдаваемый багаж — 20%, свободное соседнее сиденье — 14%.

В настоящее время в Россию летают десять лоукостеров: Air Arabia, AirBaltic, EasyJet, Flydubai, Germanwings, Norwegian, Pegasus Airlines, Vueling, Wizz Air и «Победа». Средняя цена полета из России в Европу и на Ближний Восток в 2014-м на лоукостере составила 12 213 руб., на традиционном рейсе — 16 085 руб. Что касается бюджетных внутренних рейсов, в январе-феврале 2015 г. они без учета дополнительных услуг оказались в среднем на 57% дешевле традиционных.

К сведению

Российские гостиницы подешевели

В феврале этого года цены на российские гостиницы были на 36% дешевле, чем в феврале прошлого года. Такие данные приводятся в исследовании trivago (tHPI). Снижение в сравнении с январем этого года было незначительным и составило всего 1%.

Рекордное снижение (60%) в сравнении с аналогичным перио­дом прошлого года наблюдается в Сочи. Правда, это объясняется тем, что в прошлом феврале цены на проживание в Сочи заметно выросли из-за проведения Олимпийских игр. Гостиницы Сочи подешевели и в сравнении с январем, но менее значительно — минус 8%, или 4692 руб. в среднем за двухместный стандарт. Остановиться в Суздале в феврале на 37% дешевле, чем в январе 2015-го, несмотря на то, что в этом городе проходили большие празднования Масленицы. Цены на проживание в Санкт-Петербурге и Казани также снизились — минус 12% в сравнении с январем, и в среднем в 3641 и 3571 руб. ­соответственно.

Москва остается самым доро­гим городом в этом месяце. ­Цены здесь поднялись на 6%, до 6372 руб. за ночь. Однако в феврале прошлого года за этот же номер постояльцы платили на 34% больше.

Спрос на загранпаспорта резко сократился

Число российских граждан, обратившихся за загранпаспортами в январе 2015 г., уменьшилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно данным ФМС России, в январе 2014 г. за заграничными паспортами обратились 450 169 граждан, а в прошедшем январе уже 288 445 человек. Эксперты АТОР считают, что емкость рынка желающих оформить загранпаспорт на сегодняшний день исчерпана.

С введением заграничных пас­портов длительного срока действия — на пять и десять лет количество обращений в ФМС заметно сократилось. Пик оформления загранпаспортов пришелся на период 2008—2010 гг., и если ничего не изменится, то следую­щего повышения спроса на выездной документ следует ожидать в 2018—2020 гг. Обеспокоенность ФМС снижением поступлений в бюджет почти на 500 млн руб. понятна.

Число запросов на документы упало, и даже значительно возросшая стоимость оформления — в два раза на документ старого образца (с 1000 до 2000 руб.), на биометрический паспорт — на 1000 руб. (до 3500 руб.) — не спасает ситуацию.

Еще одной причиной можно назвать ставшую традиционной бюрократическую проволочку с оформлением. Граждане, испытывающие неудобства при час­тых обращениях в органы ФМС, предпочитают сейчас оформлять более дорогие биометрические пас­порта, но длительного срока действия. Другая причина — ограничение на выезд из России некоторых категорий граждан, в том числе госслужащих и сотрудников полиции. Однако доля тех, кто повторно или заново решил получить заграничный паспорт, ничтожно мала.

Общее количество россиян, выезжающих за границу, составляет не более 30% от всего населения. Это так называемый средний класс, по которому кризис ударил больнее всего. По данным Рос­туризма, за девять месяцев прошлого года всего за рубеж выехало 36 797 505 человек. Тенденция на спад наметилась, сокращение составило 14%. Но у выезжавших паспорта уже имелись на руках, и срок их действия не оканчивался январем 2015 г.