Проблемы в экономике — хороший повод укрепить позиции компании на рынке

| статьи | печать

Как меняется европейский бизнес в России, что предпринимает в условиях ограничений, связанных с изменением международной конъюнктуры, какие стратегии выбирает? Оценкой текущей ситуации и перспективами локализации бизнеса в России делится Михаил Шапиро, генеральный директор российского отделения компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энерго­сберегающего оборудования.

Конечно, проблемы в экономике затрагивают всех, однако мы рассматриваем их и как повод для укрепления своих позиций. Российский рынок принципиально важен и перспективен для всех направлений деятельности компании и прежде всего рынок оборудования для систем теплоснабжения и распределения тепловой энергии, на долю которого приходится порядка 50—60% нашего бизнеса. Ведь Россия — наиболее перспективный в мире рынок энергосберегающего оборудования для ЖКХ, энергетики и ряда других отраслей. Экономике страны необходимы решения, позволяю­щие повысить эффективность производства, использования энергии и сделать жизнь людей более комфортной.

Когда 20 лет назад мы пришли на этот рынок, начинали с производства радиаторных терморегуляторов, причем экономически обоснованным оно стало позже. Такой подход поз­волил поднять тему энергосбережения, привлечь к ней внимание, развить этот рынок. Ведь наша компания — семейная, и для нее важно развитие бизнеса, поэтому значительная часть зарабатываемых средств реинвестируется. Этим наш подход отличается от принципов деятельности публичных компаний, которые торгуются на бирже, регулярно отслеживаются аналитиками и вынуждены очень жестко реагировать на любые колебания рынка. Сегодня доля компании на российском рынке тепловой автоматики превышает 30%.

Два других направления бизнеса также связаны с энергоэффективностью и сейчас активно развиваются — промышленная электроника, в том числе частотные приводы для управления электродвигателями, и холодильная автоматика.

Например, на рынке холодильного оборудования в настоя­щий момент есть два тренда. Один из них связан с введением санкций на продукты питания и может подстегнуть цепочку пищевого производства. А значит, потребуется организация холодильной логистики, в области которой находятся наши ключевые компоненты. Другой тренд связан с продуктовыми сетями, где идут постоянная консолидация в условиях конкуренции и снижение затратной части. Затраты на электроэнергию для сис­тем холодоснабжения1 — одна из значительных статей расходов сетей. Выстраивая различные стратегии, они проводят модернизацию, чтобы добиться максимальной энергоэффективности, используя более или менее стандартные решения с центральным управлением. И в этом процессе мы принимаем непосредственное учас­тие как крупнейший производитель подобного оборудования и интег­рированных решений2.

Международные компании на российском рынке выбирают разные стратегии

В нашей области есть три типа международных компаний. Первые достаточно быстро смогли полностью локализоваться, их немного, как правило, это монопродуктовые компании, использующие доступное на локальном рынке сырье. Такие производители, например, в строительной индустрии, полностью локализованы и находятся в наиболее комфортной ситуации, поскольку основной интерес для них представляет строительный рынок, а он до последнего времени рос.

Другие компании — часть известных брендов с производством на западе, работающие через сеть дистрибьюторов и не имеющие здесь складов. Они помогают дистрибьюторам через свое представительство, но в рынок реально не инвестируют и относятся к нему достаточно оппортунистически. Пока есть возможность, они работают; при введении ограничений они либо уйдут без потерь, либо снизят объем производства, либо перенесут усилия на другие рынки. Им легче, они сбрасывают на рынке избыток своего производства и готовы отдавать его по любой цене, создавая определенную конкуренцию производителям, которые инвестировали в российскую экономику. Такие затраты так или иначе отражаются в цене, поэтому иногда приходится мириться и с убытками.

И есть компании, похожие на нас, с очень широким ассортиментом продукции. Например, у нас порядка 10 000 наименований широкого спект­ра — от «железок» до умных компонентов. Мы специализируемся преимущественно на разработке и точной сборке высокотехнологичных продуктов и производстве только ключевых компонентов, остальные же для каждого продукта привозятся из разных ­частей света.

При разработке продукта вначале определяются поставщики его компонентов, затем принимается решение, что имеет смысл производить самим, а что закупать. Затем из огромного количества комплектующих собирается продукт, который также часто является компонентом для других производителей, например, холодильников или некоторых систем управления. Локализовать производство всего многообразия отдельных компонентов — колоссальная задача, к тому же это должно быть экономически обосновано.

Наша стратегия и самая большая задача — максимально увеличить локализацию производства, позволяющего развивать рынок энергосбережения в России. Доля бизнеса компании в России составляет около 10% всего мирового объема производства концерна.

При локализации продуктов важно смотреть на несколько шагов вперед

Дальнейшее развитие производства продукции в рамках основного направления бизнеса — оборудования для теплоснабжения — одна из наших глобальных задач. За 20 с лишним лет российское отделение концерна инвестировало в локальное производство более 80 млн евро. Ввод новых мощностей продолжается и сейчас — завершается проектирование третьего по счету завода по производству теплового оборудования в Нижнем Новгороде. Стоимость проекта составит более 1 млрд руб. В числе прочего новое предприя­тие будет выпус­кать блочные тепловые пунк­ты и теплообменники, что поз­волит значительно увеличить имеющиеся производственные мощности в нижегородском регионе, где компания уже производит теплообменное оборудование. Это один из примеров локализации бизнеса в России.

Еще один завод работает в Подмосковье с 2007 г. Кроме того, в 2014 г. было локализовано производство оборудования для распределения тепловой энергии на базе предприятий наших российских партнеров. А производство некоторых продуктов компания локализует в том числе для своих ключевых клиентов (например, преобразователи частоты для производителей лифтового оборудования в Беларуси).

Мы постоянно ищем новые идеи и возможности роста, изучаем смежные и новые рынки. В частности, недавно с целью укрепления позиции компании на рынке силовой электроники в ее состав вошел один из ведущих мировых производителей преобразователей частоты (компания Vacon).

На сегодняшний день локализация производства компании в России составляет более 30%, что очень немало, учитывая специфику производства инженерного оборудования, где номенклатура продукции насчитывает десятки тысяч на­именований, при этом существуют жесткие требования к качеству и цене комплектую­щих, а также компетенции и техническим возможностям поставщиков. Поэтому компания имеет развитую сеть сервисного, гарантийного и постгарантийного обслуживания и представительства во всех крупных российских городах. Такими показателями могут похвастаться далеко не все исконно российские компании, получающие зачастую до 100% комплектующих из-за рубежа. А после завершения строи­тельства завода в Нижнем Новгороде планируем увеличить локализацию более чем до 50%.

При этом импортозамещение в первую очередь касается специфичной и наиболее востребованной в России продукции. Немалое значение имеет стандартизация с учетом российских реалий. Разрабатывается и уникальная продукция, например оборудование по учету тепловой энергии для однотрубных систем теплоснабжения. А электроника часто настолько специфична, что ее имеет смысл делать в России.

Производить же типовой, стандартный продукт или компоненты, которые массово выпускаются на наших же зарубежных предприятиях (не только в Европе, но и, например, в Китае), в России не имеет смысла — очень сложно конкурировать по себестоимости.

Локализуется не только производство, но также и разработка новых продуктов и перспективных решений. Ведь иногда складывается парадоксальная ситуация. Например, в час­тотном приводе один из компонентов, связанный с блоком питания, покупается в России. Затем мы везем его за рубеж, где наши партнеры встраивают его в шкафы управления насосами и продают их нефтяным компаниям, в том числе и на российском рынке. Технология работы ­частотных приводов позволяет держать оптимальный объем добычи, дебет скважины, делать его максимальным при минимальных затратах на электроэнергию.

У нашей страны есть много других возможностей использовать свой уникальный потенциал для создания передовых решений во многих областях. Например, в системе учета теп­ловой энергии для многоквартирных домов, разработанной совместно с партнерами, учет локализован и достаточно сложен. В этом бизнесе участвуют в основном российские производители. Хотя, если заглянуть внутрь, многие компоненты, элементная база идут из Китая или Тайваня. Часть железа, трубы, не исключаю, что тоже из Китая, и экономически это обосновано. Но, безусловно, ноу-хау, то есть программное обеспечение, в том числе для управления ЦТП, создавалось здесь.

Специально под эти цели в свое время был создан отдел разработок. Мы уже реализовали много платформ, сделанных российскими специалистами, в том числе совершенно уникальные продукты и решения.

В России много интересных точек роста, мы сотрудничаем с рядом университетов по технологиям передачи данных, что вряд ли возможно в других странах. Здесь точно есть ноу-хау, мы пытаемся найти его и вместе с партнерами подумать, как коммерциализировать и превратить его в продукт. И такая работа идет постоянно. В отдел разработок мы набираем и конструкторов для создания новых продуктов, поскольку планируем расширять локализацию. Здесь требуется также проект-менеджмент — целая область знаний о том, как сделать проекты успешными, как сделать правильные технические специ­фикации и найти нужных поставщиков компонентов, как отслеживать и вести проекты, чтобы продукты выходили на рынок своевременно. Все это тоже сфера деятельности отдела разработок.

Управление логистическими потоками гарантирует поставки комплектующих

При ежедневной работе с дист­рибьюторским бизнесом и проектами каждый раз думаем, как их поддержать, например, даем отсрочки, совместно ищем возможные финансовые решения. Логистику выстраи­ваем таким образом, чтобы партнеры могли держать минимальный складской запас. Ведь рост стоимости капитала и заемных денег больно бьет по дистрибьюторскому бизнесу, и эту нагрузку мы пытаемся переложить на себя, помочь сделать бизнес партнеров дешевле. В частности, увеличили складские запасы до такого уровня, чтобы даже в форс-мажорных обстоятельствах обеспечивать поставки уже на следующий день. В данный момент на российских складах компании существует запас готовой продукции на общую сумму более 2 млрд руб.

Если же при поставке комп­лектующих не удается быстро найти замену продукту, устраи­ваем склад ремфонда у регионального сервисного партнера.

В случае необходимости, при ограничениях на вывоз продукции из Европы, будем везти аналогичную продукцию из Китая. У нашей группы как международного концерна с 59 заводами в 18 странах мира (включая Азию, в частности Китай) есть большие возможности по перенаправлению логистических потоков. Поэтому существующий портфель комплектующих может быть заменен на продукцию аналогичного качества, произведенную заводами компании в Азии. А дальше будем искать какие-то другие решения. Такой подход дает уверенность в соблюдении сроков поставок и поддержки наших партнеров в любой ситуации.

Но такая логистика действительно сложна. Продукт из Китая — это фактически морской груз, он идет примерно 45 дней, плюс-минус погрузка и разгрузка, в целом два месяца. И еще доставка до места. А до этого нужно разместить заказ у производителя и произвести его в течение месяца. Когда же через три месяца и даже больше приходит контейнер, в нем можно обнаружить не совсем то, что было заказано. И ты понимаешь, что ничего не можешь сделать с этим продуктом. Вернуть его обратно в Китай невозможно по причине местного законодательства (отправить бракованную продукцию нельзя). И дальше он просто идет на свалку. Но перед тем как принимать решение по некоторым компонентам, мы должны были пройти по этому циклу.

Приемка груза в Китае обойдется, конечно, дешевле, но изначально пытаешься полагаться на поставщика, ведь проверить абсолютно все невозможно. В работе с Китаем есть свои плюсы и минусы, и некоторые производители могут добиться нормального качества. Но чтобы прийти к этому, поставщик должен стать действительно частью компании.

Качество продукции должно соответствовать жестким стандартам

Мы ориентируемся на большое количество поставщиков комп­лектующих наших изделий, в том числе некоторые компоненты заказываем в России. И этот процесс оказался совсем не простым. Мы хотим, чтобы нам сделали, например, какую-то небольшую деталь, вовремя и с нормальными требованиями по качеству. Крупные российские заводы часто не заинтересованы в таких заказах, у них огромные обороты и зачастую менее жесткие требования к качеству. Поэтому приходится искать небольшие компании, которые смогут выполнить заказ на требуемом уровне и им это будет интересно.

Наша компания сертифицирована по ИСО-9000 и имеет сертификат ТС-16, связанный с требованиями по организации производства для автомобильной промышленности. В нем заложены жесточайшие требования к постоянству качества, изменению технологий, в том числе поставщикам, изменению параметров сырья, технологий его производства. Поэтому после согласования цены с поставщиком проводится аудит его производства. Процесс выхода партнера на соответствующие требования по качеству продукции, срокам поставки и цене довольно продолжительный — это целая наука. Поэтому быстро локализоваться без ущерба для качества, цены либо каких-то других параметров невозможно. В этой связи мы увеличиваем отдел по работе с поставщиками.

В Европе к поставщикам предъявляют жесткие требования не только по качеству продукции, но и по охране труда. Средний период получения подобного сертифицированного российского поставщика компонентов с момента его поиска составляет минимум год. Тем не менее некоторые из наших партнеров заинтересованы ввес­ти такие требования, чтобы потом выйти на международный рынок. Их, конечно, пока очень мало, но они есть.

При ухудшении ситуации будем снижать затраты

Объемы продаж российского отделения концерна в 2014 г. по абсолютным показателям несколько превысили уровень 2013 г., но в целом они остались примерно на том же уровне. В одних сегментах мы растем, в других — нет. Что будет в этом году, зависит от того, какой тренд возьмет верх. Если спад экономики будет превалировать, безусловно, внешняя ситуация на нас отразится. Как и все, будем сокращать ­затраты.

Пытаемся проанализировать и понять, где можем сэкономить, по каждой статье затрат. Основная компетенция компании — эффективность производства. Знания и технологии позволяют выстраивать его с минимальными затратами человеческих ресурсов, минимальными потерями в использовании оборудования и оборотного капитала. А при создании избыточного склада пытаемся консолидировать закупки и за счет больших объемов покупать дешевле входное сырье и компоненты у поставщиков.

На продвижении продукции особенно не сэкономишь, ведь рынок нужно развивать. Поэтому мы инвестируем в том числе в воспитание и обучение инженеров энергоэффективности, они должны учитывать требования времени. Мы всегда это делали и будем делать впредь, такова наша позиция. На зарплатах мы тоже не можем экономить, пытаемся держать честный уровень оплаты труда и по-человечески относиться к сотрудникам во всех ситуациях. Рассчитываем пережить непростой период и потом компенсировать потери.

Проблемы в экономике отражаются на бизнесе, однако мы воспринимаем их как повод для оптимизации и освоения новых рынков с учетом опыта прошлых кризисов. Принимать эффективные решения оперативно позволяет в том числе и система управления российским отделением компании (см. рис.).

Комментарий

Илья Чаплинский, директор по маркетингу

В компании «Данфосс» принята и активно используется матричная система управления. Это заложено не только в должностных инструкциях и правилах корпоративной коммуникации, но и определяется этикой отношений в компании. Суть подхода в сложившейся сис­теме управления компанией состоит в том, что решение большинства задач между руководителями подразделений не требует вовлечения руководителя «более высокого уровня». Если же возникает ситуация, когда какой-то вопрос не удается решить без привлечения руководителя «уровня +1», это означает, что бизнес-процесс, касающийся данного вопроса, выстроен не самым оптимальным образом. Кроме того, внутри компании распространена практика регулярного общего информирования о текущих работах каждого отдела или функционального подразделения, что способствует улучшению взаимодействия по матричной схеме при решении задач, затрагивающих сразу несколько различных служб.


1 Составляют 40–60% от всех затрат электроэнергии.

2 Например, в сетях «Магнит», «Ашан».