Государство впервые опустит минимальные цены на крепкие напитки

| статьи | печать

Росалкогольрегулирование выпустило приказ об установлении новой минимальной розничной цены на крепкий алкоголь (более 28% содержания спирта). Так, с 1 февраля 2015 г. минимальная цена пол-литровой бутылки водки будет снижена с 220 до 185 руб. Чиновники пришли к выводу, что малообеспеченные россияне не готовы покупать алкоголь по более высокой цене и переходят на потребление суррогатов. Сторонники антиалкогольной кампании считают, что снижение цен на алкоголь приведет к росту смертности, преступности, социального сиротства и другим последствиям алкоголизации населения.

Как говорится в обзоре Цент­ра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, о том, что повышать цены на алкоголь надо аккуратно, Президент РФ Владимир Путин говорил еще в 2011 г., однако подчиненные к словам главы государства не прислушались. В 2012 г. В. Путин вновь выступил с критикой политики повышения цен на водку, но политика фискального характера продолжалась — ­вовсю шла акцизно-алкогольная реформа 2012—2016 гг. В 2013 г. президент призывал не повторять ошибки антиалкогольной кампании 1985—1990 гг.

Собираемость акцизов падает

По итогам января — октября 2014 г. объем собранных акцизов с российского крепкого алкоголя стал больше на 14%, в то время как акцизная ставка увеличилась с 400 до 500 руб. (+25%). При этом падение продаж и производства соответствующей продукции составило от 10 до 20%. Тогда отраслевые чиновники заговорили о необходимости подкорректировать акцизную политику. В результате осенью прошлого года был остановлен рост ставки акцизов на 2015—2016 гг., в 2017 г. она станет больше всего лишь на 5%. Сейчас ставка акциза для крепкого алкоголя установлена на уровне 500 руб. за 1 л чистого спирта. Таким образом, в стандартной бутылке водки емкостью 0,5 л на акциз приходится 100 руб.

24 декабря В. Путин, выступая на заседании Госсовета, заявил, что борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен на спиртное приводит к обратному результату. По его словам, в таком случае увеличивается потребление суррогатной продукции. В. Путин призвал бороться со спиртным здравыми методами, например с помощью культуры, повышения интереса к спорту и физической культуре. «Нелегальная водка, всякие суррогаты, спиртные напитки подобного рода возникают из определенной завышенности цен на легальную продукцию», — указал глава страны. Он призвал соответствующие структуры, в частности Росалкогольрегулирование, подумать над этим.

Алкогольное ведомство восприняло призыв буквально: с 1 февраля 2015 г. впервые минимальная цена пол-литровой бутылки водки не возрастет, а снизится, с 220 до 185 руб. При этом отпускная цена за самую дешевую бутылку от производителя должна снизиться со 171 до 162 руб., а оптовая — со 179 до 170 руб.

Это решение стало неожиданным для экспертов и участников рынка. Наиболее бурно отреагировали те, кто выступает за усиление антиалкогольной политики. Так, общественные организации Новосибирской области обратились с открытым письмом к Президенту РФ В. Путину, в котором попросили главу государства отменить приказ Росалкогольрегулирования о снижении цен на водку.

«Данное решение Росалкогольрегулирования стало очередным шагом на пути ослаб­ления антиалкогольных мер, вслед за допус­ком на страницы и в эфир российских СМИ рекламы пива и вина. Судя по заявлениям ряда высокопоставленных чиновников, не за горами и возвращение продажи спиртного, а также и табака, в киоски и ларьки», — предположили общественники. Они обратили внимание, что ослабление ограничительных мер происходит на фоне масштабной пропаганды алкогольного образа жизни на экранах российского ТВ. Всевозможные сериалы, юмористические программы, выпущенные в последние годы, изобилуют сценами, смакующими потребление спиртного. Причем максимальное количество алкогольных сцен присутствует в фильмах, ориентированных на молодежь и семейный просмотр.

«Отказ от курса на последовательное снижение доступнос­ти спиртного при продолжающейся масштабной пропаганде питейных традиций неизбежно приведет к росту потребления спиртного и, соответственно, ­росту всех негативных последствий алкоголизации: смертнос­ти, преступности, социальному сиротству и т.д.», — заключили новосибирские активисты. С просьбой отменить решение о понижении цен на водку к президенту обратилась также Российская коалиция за контроль над алкоголем. Это решение представители Коалиции называли одним из успехов алкогольного лобби.

Россияне переходят на суррогат

Большинство экспертов сходятся во мнении, что цена на водку влияет не на количество, а на качество выпиваемого россиянами спиртного. При росте цены малообеспеченные потребители переходят на суррогаты — самогон, медицинские жидкости двойного назначения, нелегальную продукцию, которая реализуется через альтернативные каналы сбыта. По данным Рос­алкогольрегулирования, за прошлый год легальный рынок потерял 14% потребителей, которые перешли на продукцию из теневого сектора.

Вице-премьер Александр Хлопонин в декабре 2014 г. на первом заседании правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка заявил, что потери федерального бюджета от теневого алкоголя составляют 30—50 млрд руб. в год. По его словам, разница между производством и продажей водки за десять месяцев 2014 г. составила 32 млн дал, то есть акцизные сборы не были уплачены с каждых двух из пяти произведенных бутылок.

По мнению директора ­ЦИФРРА Вадима Дробиза, снижение минимальной розничной цены сделает бизнес по производству нелегальной водки менее доходным. Он подсчитал, что благодаря принятому решению товаропроводящая цепочка нелегальной водки в легальной рознице лишилась 35 руб. с бутылки в 2015 г. И если нелегальной водки в легальной рознице должны были продать в наступившем году никак не менее 30—35 млн дал, пусть 70% от нее по ценам на уровне минимальной, то сегмент лишили 17,5 млрд руб. одним махом.

Выиграть от падения минимальной розничной цены должны региональные производители. По мнению аналитиков, из-за транспортных расходов крупным федеральным производителям снижать цены на поставляемый в субъекты алкоголь до нового минимального уровня невыгодно. Следовательно, возрастет спрос на продукцию местных производителей, которые будут в состоянии снизить цены.

К сведению

Производителей контрафакта лишат оборудования

Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект об утилизации оборудования для производства контрафактного алкоголя, внесенный Правительством РФ. Авторы документа предлагают ввести перечень предметов (сырье, продукция, упаковка, технологическое оборудование, транспорт), подлежащих изъятию в случае их незаконного использования или оборота, а также основания для конфискации, хранения и утилизации таких предметов.

Основной новеллой данной инициативы является возможность утилизации оборудования, на котором производится контрафактная продукция, и сопутствующих материалов, из которых производится алкогольная продукция. «Это очень важная и действенная мера, которая поможет снизить количество подпольных организаций, которых на сегодняшний день выявляется Росалкогольрегулированием и МВД России все больше», — отметил председатель подкомитета по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности Виктор Звагельский. По его словам, из-за несовершенства законодательства основное технологическое оборудование, сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, укупорочные средства, бланки федеральных специальных и (или) акцизных марок, автомобильные транспортные средства остаются в месте производства, а не имеющие лицензии организации продолжают использовать указанное имущество для нелегального производства и оборота алкогольной продукции. В бюджете Российской Федерации уже предусмот­рена сумма на изъятие и утилизацию в размере 300 млн руб.

Поддерживают инициативу и производители алкогольной продукции, которые считают, что ситуа­ция с контрафактом является одной из главных проблем отрасли. Так, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмит­рий Добров сообщил, что если производителя алкоголя, у которого есть лицензия, ловят на производстве контрафакта, ее аннулируют. После этого недобросовестный производитель продолжает теневую деятельность вне правового поля.

По мнению Д. Доброва, новый законопроект поможет переломить ситуацию. При этом он не считает, что данный законопроект будут использовать для недобросовестной конкуренции, подставляя других игроков рынка.

По словам В. Звагельского, нынешний объем производства и оборота контрафактной алкогольной продукции является рекордным после отмены государственной монополии и продолжает расти ежемесячно катастрофическими темпами. Депутат считает, что если эта мера в комплексе с ранее принятыми не даст положительного результата, то нужен будет кардинально новый, сис­темный подход к изменению механизма госрегулирования, вероятно, с введением элементов госмонополии, что невозможно без тотального реформирования и отрасли, и ведомства.