1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 440

Малый бизнес в опте демонстрирует умеренный рост

Несмотря на неопределенность экономичес­кой ситуации и ухудшение финансовых параметров, малые компании оптовой торговли во 2-м полугодии, по данным опроса Росстата, показали умеренно позитивные темпы роста. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) по итогам 2-го полугодия составил +3%. Для сравнения: ИПУ за этот же период на малых предприятиях розничной торговли равнялся +1%, а промышленности и строительства –9 и –18% соответственно.

Более половины (58%) руководителей малых оптовых организаций констатировали неопределенность текущей экономической обстановки как один из главных факторов, лимитирующих торговый процесс, подчеркивают ученые ВШЭ. Оптовики дают понять, что резервы для безболезненного преодоления внешних негативных условий уже на исходе, надежда остается лишь на краткосрочную маневренность.

Сегодня — малая прибыль и нехватка кредитов

В оптовых фирмах наблюдалось ухудшение финансовых показателей. Прежде всего, это касается прибыли и обеспеченности собственными и кредитными финансовыми средствами. По мнению предпринимателей, одними из основных лимитирующих торговлю факторов стали высокие процентные ставки по кредитам, на что указали 55% респондентов, и недостаточный объем денежных средств организаций (53%). Причем 64% руководителей сочли, что наиболее приемлемая ставка по банковскому кредиту для оптовых организаций должна составлять менее 10%.

Слабое финансовое положение и непредсказуемость поведенчес­кой модели основных поставщиков — производителей товаров — обусловили активный прирост цен. Более четверти оптовиков во 2-м полугодии подняли цены, традиционно используя данный рычаг для оптимизации своих расходов. По сути, оптовое звено не отставало от производителей товаров. Результаты обследования позволили зафиксировать, что повышение цен от поставщиков констатировал каждый четвертый респондент.

Средний уровень торговой наценки в малых оптовых организациях составил 18%. При этом желаемая средняя торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек обращения и обеспечила бы получение необходимой прибыли, по мнению «директорского корпуса» в опте, должна равняться 27%.

Несмотря на некоторое укрепление конкурентных позиций относительно 1-го полугодия, 60% предпринимателей считают, что в случае прихода на рынок более сильного участника их ожидает потеря продаж и уход с рынка. Поэтому малые предприятия в опте надеются на ряд мер экономической политики, призванных способствовать росту их конкурентоспособности. Речь идет о снижении ставок по коммерческим кредитам (55% опрошенных) и возможности получения долгосрочных кредитов (42%), смягчении и оптимизации фискальной политики (52%), активизации региональной поддержки малого бизнеса, в том числе инвестиционной (42%), сокращении административных барьеров (37%) и коррумпированности власти на местах (27%).

Завтра — всплеск цен и стагнация спроса

«Несмотря на достаточно скромные результаты, показанные во 2-м полугодии 2014 г., отрасли все-таки удалось сохранить статус относительно позитивного вида деятельнос­ти, — отмечает директор Цент­ра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Однако учитывая „запаздываемость“ развития сектора, по всей вероятности, уже в краткосрочном периоде оптовую торговлю ожидает ухудшение состояния делового климата».

Оптовики, по словам ученого, втянуты в крайне неординарные экономические события, масштабный эффект от которых неминуемо затронет их результаты деятельности в следую­щем году. Учитывая динамику основных количественных и качественных показателей российской экономики, а также конъюнктуры на товарных рынках, рассчитывать на нейтрализацию обозначенных тенденций в 2015 г. не следует.

Деловой климат в отрасли продолжит формироваться на российской «платформе малого бизнеса», которая, по оценке Г. Остапковича, не способна снизить градус отраслевых проб­лем. Напротив, большая часть предпринимателей дает негативные оценки условиям ведения малого бизнеса в отрасли. Например, по мнению 74% руководителей оптовых фирм, защита интересов предпринимательского сообщества со стороны общественных организаций за последние три года полностью отсутствовала!

Более 60% респондентов констатировали отсутствие какого-либо положительного влияния на развитие их деятельности изменений в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Также руководители были крайне недовольны давлением, оказываемым со стороны фискальных и контролирующих органов, ведь, по словам 53% опрошенных, именно налоговые проверки являются самым проб­лемным видом госконт­роля.

«Очевидно, что имеющиеся адаптационные модели ведения бизнеса в новом формате гео­политических и экономических вызовов в 2015 г. придется корректировать в жестком режиме, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований. — Следует обратить внимание на тот факт, что оптовая торговля несет на себе двойной груз ответственности с точки зрения формирования делового климата организаций реального сектора, в особенности в розничной торговле, так как закладывает ключевые номенклатурные и ценовые параметры».

Обследование малых розничных организаций во 2-м полугодии дало неутешительные результаты в контексте ценообразования. Практически каждая третья фирма в начале следующего года планирует увеличить цены реализации по всем товарным группам. В связи с этим наибольшую обеспокоенность вызывает факт, что вновь под ударом оказывается и без того ослабевающий потребительский спрос домашних хозяйств.

В результате основная нагрузка ляжет на потребителя, который будет «расплачиваться» по новым прайс-листам, включаю­щим в себя не только все заложенные потери, но и будущие риски бизнесменов. Замедление роста реальных денежных доходов населения, сжатие рынка кредитования, существенное ослабление национальной валюты приведут к дальнейшему стагнированию потребительского спроса. А на выходе мы увидим ухудшение делового климата как в оптовых, так и розничных торговых организациях.