Утвержден новый порядок проведения экспертизы условий труда

| статьи | печать

Новый порядок экспертизы условий труда определяет закрытый перечень оснований для ее проведения: поводом могут стать как обращения работников, профсоюзов, самих работодателей, так и решение суда. При этом работодателю придется платить за экспертизу только в случае, когда он сам обратился за ее проведением, а стоимость проведения необходимых исследований будет определяться путем сравнения средних цен испытательных лабораторий.

Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н (далее — Приказ) устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществление которой отнесено к компетенции Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и региональных инспекций труда. До­кумен­т вступает в силу с 25.11.2014 (зарегистрирован Минюстом России 31.10.2014 № 34545).

Экспертизу будут осуществлять в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также фактических условий труда работников (п. 2 Приказа).

По сравнению с действовавшим ранее постановлением Правительства от 22.04.2003 № 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (утратило силу 05.04.2013), Приказ намного детальнее регулирует условия, основания и порядок проведения экспертизы. В частности, им установлен конкретный перечень необходимых до­кумен­тов, а также сведений, которые должны быть указаны в заявлении о проведении экспертизы. Кроме того, определены обстоятельства, соответствие которых положениям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о спецоценке) должен проверить эксперт при осуществлении экспертизы.

Кроме того, по сравнению с прежними правилами, из государственной экспертизы труда исключены экспертиза соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оценка соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности. Эти процедуры будут регулироваться, соответственно, законодательством о градостроительной деятельности и техническом регулировании.

При обращении работника за проведением экспертизы проверят лишь его рабочее место

Напомним, что с 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда — мероприятия по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, проводить которые работодатель обязан не реже одного раза в пять лет (ст. 3, 8 Закона о спецоценке). А качество специальной оценки условий труда подлежит экспертизе, которая осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда (ст. 24 Закона о спецоценке).

Основаниями для проведения государственной экспертизы условий труда могут стать как обращения работников, проф­союзов, органов исполнительной власти, органов Фонда социального страхования РФ (иных страховщиков), так и обращение самих работодателей. Экспертиза может производиться и на основании определений судов, представлений территориальных органов Рос­труда (п. 3 Приказа).

В зависимости от того, что явилось основанием для проведения экспертизы, различается и ее порядок. Например, если соответствующее заявление подал работник, то такая экспертиза будет проводиться только в отношении условий труда на его рабочем месте.

По новым правилам экспертиза в целях оценки правильнос­ти предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда будет проводиться Рос­трудом в отношении крупных компаний (корпораций, холдингов и т.п.), действующих на территории нескольких субъектов РФ. Остальными организациями будут заниматься региональные инспекции труда.

При проведении экспертизы в целях оценки правильнос­ти предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) должен будет проверить соответствие требованиям трудового законодательства (локальным нормативным актам работодателя, коллективным договорам и т.д.) объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятому на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компен­саций.

За экспертизу качества проведения спецоценки заплатят работодатели

Действовавший ранее порядок устанавливал, что лабораторные исследования факторов производственной среды, которые могли проводиться при осуществлении государственной экспертизы труда, всегда оплачивались заявителем (заказчиком).

Теперь же случаи, когда экспертиза проводится бесплатно или за плату, разграничены, а также установлено, за чей счет проводится экспертиза.

Так, органами исполнительной власти субъектов РФ экспертиза проводится бесплатно, если:

  • заявителем является орган исполнительной власти;
  • экспертиза производится на основании определений судебных органов либо представлений территориальных органов Роструда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю и надзору (такая экспертиза будет проводиться за счет средств федерального бюджета);
  • экспертиза проводится в целях оценки фактических условий труда работников (за исключением некоторых случаев, указанных ниже);
  • экспертиза проводится в целях правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Заявителю (работодателю, работнику, профсоюзу, их объединений, страховщикам) придется платить за проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, а также в целях оценки фактических условий труда работников. При этом стоимость проведения исследований будет определяться руководителем государственной экспертизы исходя из объ­ема необходимых исследований и испытаний, а также на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний и т.д.) не менее чем в трех аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

Разногласия по вопросам проведения экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда будет рассматривать Минтруд России. Разногласия по вопросам проведения экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников должны будут разрешаться в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.