По кому ударит «антиофшорный» закон

| статьи | печать

Увеличение оттока капитала из России (напоминающее, прямо скажем, его бегство) подтолкнуло депутатов Госдумы к завершению работы над законопроектом о налого­обложении контролируемых иностранных компаний (КИК). Наверное, в спешке парламентарии забыли включить в текст документа поправки, которые были ранее согласованы Российским союзом промышленников и предпринимателей с правительством. РСПП уже обратился в Совет Федерации с просьбой учесть предложения бизнеса.

Предпринимательское сообщество поддерживает идеологию, которая была изначально заложена в законопроект«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)». Текст законопроекта с учетом поправок правительства был в целом поддержан Бюро Правления ­РСПП. Он предполагал пресечение незаконного ухода от налогов недобросовестными компаниями и таким образом мог улучшить положение законопослушного бизнеса, подчеркивается в письме, подписанном главой Союза Александром ­Шохиным.

Однако текущая версия законопроекта содержит ряд положений, которые могут ударить по предприятиям, честно исполняющим свои обязанности перед госбюджетом.

Одной из важнейших целей законопроекта является введение режима КИК в отношении «пассивных» иностранных компаний, которые создавались в зарубежных юрисдикциях именно для ухода от налогов в РФ. Текущая же версия до­кумен­та предполагает исключение из режима КИК «активных» иностранных компаний ( активная деятельность которых составляет более 80%) только в случае, когда такое предприятие находится в государстве, с которым у РФ есть договор об избежании двойного налогообложения. В результате под режим КИК подпадут реально работающие заводы, расположенные, например, в странах Африки или Ближнего Востока, только потому, что с этими государствами нет соответствующего договора.

Некоторые положения законопроекта могут, по оценке экспертов ­РСПП, даже привес­ти к потерям доходов российского бюджета. Так, до­кумен­т предполагает, что зарубежные дочерние общества российских холдингов будут распределять дивиденды в РФ, даже когда нераспределенная прибыль от производственной (активной) деятельности должна быть направлена на покрытие убытков иных производств внутри группы.

Такое вынужденное распределение дивидендов, по мнению аналитиков ­РСПП, приведет к тому, что налоги будут уплачены в бюджеты иностранных государств, а поступления в бюджет РФ будут отсутствовать.

Другим последствием предлагаемой нормы законопроекта будет снижение размера дивидендных выплат в силу многократного налогообложения одного и того же дохода.

Поправки, согласованные РСПП с правительством, предполагают решение этих проблем за счет исключения из режима КИК холдингов, более 90% доходов которых составляют дивиденды от «активных» дочерних компаний.

Российский союз промышленников и предпринимателей уверен, что законопроект может начать реально действовать только с учетом всех поправок, внесенных Правительством РФ. Предложения бизнеса носят комплексный характер и направлены на то, чтобы «запустить» механизмы, предусмот­ренные до­кументом.

Стоит заметить, что замглавы Минфина Сергей Шаталов за­явил на налоговой конференции Американской торговой палаты, что поправки в законопроект, в случае его принятия в нынешнем виде, могут появиться уже весной.

Предпринимательское же сообщество просит Совет Федерации отклонить законопроект, не учитывающий поправок правительства, и создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий с участием бизнес-сообщества.