Малый бизнес рискует попасть из «тени» на дно

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности на малых промышленных предприятиях во 2-м полугодии 2014 г. составил –9%, что в два с лишним раза ниже, чем в крупных и средних компаниях (–4%). Только 8% руководителей малых производств, отвечая на вопросы Росстата, отметили улучшение экономической ситуации. Эксперты подчеркивают, что увеличение налогового бремени может «подкосить» многие малые предприятия.

Формирование делового климата в малых промышленных организациях России в 2014 г. происходило на фоне бурных экономических и политических событий, оказавших дестабилизирующее воздействие на один из самых уязвимых сегментов экономики — малый бизнес.

Ярким свидетельством последствий различных шоков, которые постоянно приходится преодолевать малым компаниям, стало значение основного результирую­щего показателя исследования Росстата — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). Оно во 2-м полугодии 2014 г. равнялось –9% (аналогичный показатель на крупных и средних промышленных предприятиях составил –4%).

Спрос и инвестиции снижаются

Наибольшее негативное влияние на значение индекса оказал его главный компонент — внут­ренний спрос на выпускаемую продукцию. Ниже нормального уровня оценили уровень спроса 42% руководителей, участвую­щих в опросе, а более 70% респондентов посчитали лимитирующий фактор «недостаточный спрос на продукцию» одним из самых существенных ограничений своего бизнеса. Полученные данные, по оценке ученых ВШЭ, демонстрируют стагнационный сценарий развития отрасли, что подтверждает крайне низкое обеспечение заказами малых промышленных предприятий.

Подавляющая часть «директорского корпуса» малых промышленных компаний (71%) сообщила об увеличении производственных издержек. Неудивительно, что только 8% руководителей малых производств зафиксировали улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с прошлым полугодием.

Инвестиционная активность малого бизнеса в индустрии оставалась на очень низком уровне. Более половины (66%) руководителей сообщили, что практически не осуществляли капиталовложений. Только 9% от всех участников опроса отметили, что инвестировали значительные средства в развитие. Обращает на себя внимание факт, что 25% респондентов указали на несущественность вложений, носящих в основном средне- и краткосрочный характер.

Данный факт коррелирует с полученными оценками потребности малых компаний в привлечении долгосрочных кредитных средств. Так, 63% рес­пондентов не испытывали в них необходимости.

Более того, если бы менеджеры малых предприятий захотели расширить масштабы инвестиций, вряд ли им бы это удалось. В среднем около 60% производств, принявших участие в обследовании, имеют очень низкий уровень доступнос­ти к источникам долгосрочного финансирования. Определенный оптимизм по этому поводу испытывают около 40% предприятий.

Налоги увеличиваются

«Что касается ближайшего будущего малых производств, то 2015 г. будет для них очень непростым, — прогнозирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — К сожалению, потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых останутся депрессивность реального сектора экономики как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства».

Проблема «теневой» деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для российского малого бизнеса. Явно не улучшат здесь ситуацию поправки в Налоговый кодекс, которые сейчас рассмат­ривает комитет Госдумы по бюджету и налогам. Они предполагают введение сборов за определенные виды экономической деятельности, которыми традиционно занят малый бизнес. Правда, промышленная деятельность пока не попадает под действие указанных поправок. Но она также пострадает от неминуемого рос­та цен на свою отгруженную продукцию за счет увеличения издержек на грузовой автомобильный транспорт, входящий в перечень субъектов предполагаемых сборов. Вдобавок новые поправки вызовут усиление неопределеннос­ти в перспективах условий ведения бизнеса, будут стимулировать психологические ожидания — «следующими обязательно будем мы».

«Необходимо обратить внимание, что эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачас­тую приводили к росту социальной напряженности и час­тичному уходу предприятий в неформальную экономику, — предупреждает Г. Остапкович. — Как показал опрос, 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирую­щим решением, способствующим выводу производств из теневой экономики. Однако, судя по грядущим событиям, на горизонте видна новая волна, которая скроет под собой не одну сотню малых организаций, но окажутся они уже не в тени, а скорее всего на дне».