Столетний юбилей лифчика медики и женщины празднуют по-разному

| статьи | печать

Более 100 лет назад, 3 сентября 1914 г., Бюро патентов и товарных знаков США выдало Мэри Фелпс Джейкоб (Mary Phelps Jacob) патент № 1115674 на изделие, именуемое backless brassiere, которое впоследствии стали по-русски академически именовать «бесспинным лифчиком», а со временем всё чаще — заимствованным из немецкого языка словом «бюстгальтер». С тех пор идут споры о том, не вредно ли использовать это изделие.

Дискуссии, порождённые распространением и престижем бюстгальтеров, за 100 лет отнюдь не прекратились. Хотя от 75 до 95% женского населения Земли постоянно носят этот предмет одежды.

Согласно недавно проведённым исследованиям французских учёных данная часть женского гардероба несёт в себе гораздо больше вреда, нежели пользы. И если раньше считалось, что ношение бюстгальтера позволяет сохранить форму и эластичность женской груди, сегодня учёные пришли к совершенно противоположному мнению.

Клинические исследования здоровья женской груди проводились на протяжении 15 лет. Учитывались факторы формирования груди, ношение бюстгальтера, форма женской груди. Для проведения наблюдения была выбрана группа, включающая 130 женщин. У этих женщин в течение 15 лет отслеживались форма груди и структура молочной железы, определяемая ультразвуковым исследованием. Было установлено, что использование бюстгальтера приводит к потере эластичности тканей молочной железы и её провисанию, хотя как раз для борьбы с этим сам бюстгальтер и разрабатывался.

На протяжении достаточно долгого времени человечество считало, что бюстгальтер — это необходимая и весьма важная деталь женского гардероба, которая обеспечивает здоровье и форму женской груди, нормализует распределение осевой нагрузки на позвоночник, тем самым являясь профилактическим фактором в развитии остеохондроза. Считалось, что именно бюстгальтер помогает сохранить правильную осанку. Как доказали учёные, женщинам вообще лучше отказаться от бюстгальтера.

Даже те факторы, которые касаются здоровья позвоночника, как выяснилось, также являются не совсем соответствующими истине. Оказывается, неправильно подобранный бюстгальтер может, наоборот, спровоцировать появление боли в спине. А ограничение дыхательных движений грудной клетки, которое может возникнуть из-за систематического ношения бюстгальтера, может привести к развитию патологии дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Несколько участниц проводимого исследования, которые в ходе наблюдения отказались от ношения бюстгальтера, через несколько лет отметили заметное улучшение функционального состояния позвоночника и сердечно-сосудистой системы: у них улучшились показатели внешнего дыхания и кровоснабжения миокарда, что подтверждалось данными лабораторных методов исследования. Женщины отмечали, что им фактически стало легче дышать и двигаться. Французские учёные отмечают, что подобный эффект может наблюдаться в случае отказа от ношения бюстгальтера в возрасте до 45 лет.

По словам Мэри Фелпс (впоследствии ее звали Полли, чтобы не путать с матерью, носившей то же имя,) идея бесспинного бюстгальтера пришла ей в голову ещё в девичестве, когда она, надевая вечерний туалет, придумывала перед зеркалом, как бы сделать так, чтобы шнуровка корсета не торчала из-под платья с открытой спиной. Затем она вернулась к этой мысли, играя в теннис, ставший популярным среди американских дам перед Первой мировой. Играть в жёстком корсете было крайне неудобно. Случались и вообще неприличные истории — не отбитый мяч застревал в центре выреза. Вероятно, тогда Полли и додумалась: вместо объединяющего бюст корсета нужны две разделяющие грудь чашечки, крепящиеся на бретельках и завязанной на спине ленте…

В её первой и второй заявках на патент указаны именно эти достоинства предлагаемого к регистрации изделия: удобно для тенниса и для повседневного ношения, годится для дам разного размера и формы груди.

Сразу же получив от своих подруг просьбы об изготовлении для них таких же изделий, она открыла массовое производство лифчиков.

К 1920 г. мастерская Полли произвела несколько тысяч лифчиков, мгновенно распроданных в бостонских магазинах дамского платья.

Позже Полли второй раз вышла замуж и сменила фамилию. Так возникла торговая марка Caresse Crosby.

Но оказалось, что Кросби мало интересует «телесное» изобретение его возлюбленной, его влечёт «духовное». Женившись на Полли, Гарри уговорил её оставить свой бизнес, и осенью 1922 г. они переселились в Париж. Позже она продала свой патент корсетной компании «Уорнер Бразерс» в Бриджпорте, Коннектикут. За патент Полли получила 1500 долл. А бриджпортские братья-корсетчики за последующие 30 лет заработали на этом патенте 15 млн долл. Во многом лифчик «Каресс Кросби» спас компанию в годы Великой депрессии: продажи корсетов тогда катастрофически упали, а бюстгальтеры оставались ходовым товаром.

Вырученные на бюстгальтерах деньги и немалые средства, которыми владел Гарри, супруги Кросби в новой своей европейской жизни стали тратить на путешествия, романы, наркотики, скачки (этим увлекался Гарри, завершивший свою бурную жизнь совместным с одной из любовниц самоубийством). Ну, и на меценатство.

Вокруг них в Париже сразу образовалась богемная компания обитавших там персонажей «потерянного поколения». Среди них в разное время встречались такие имена, как Эрнст Хемингуэй, Чарльз Буковски, Артур Миллер... В 1927 г. Кросби основали издательство, через год получившее имя Black Sun Press.

У изобретательной Полли, не сумевшей смолоду в Бостоне оценить значительность и перспективы своей придумки, в Париже обнаружился редкий дар оценки талантов и перспектив встречаемых ею людей и их деятельности. Именно этот дар и позволил ей стать «литературной крестной» парижских писателей «потерянного поколения».

До самой своей смерти в январе 1970 г. в Риме Полли Кросби была чрезвычайно и многообразно активна: бурные многочисленные романы, борьба с расовой дискриминацией, щедрое и разнообразное меценатство…