Правительство спасает россиян от ужаса заграничных технологий

| статьи | печать

Российским государственным медучреждениям собираются запретить закупать импортное оборудование и расходные материалы, если можно купить российское.

Исключение составляют изделия, произведённые в Белоруссии или Казахстане. Проект постановления правительства РФ «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка РФ» подготовлен Минпромторгом «в целях защиты внутреннего рынка».

По мнению авторов идеи, запрет должен «обеспечить национальную безопасность России» путём создания «условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке». При этом известно, что пока до 80% оборудования в медучреждениях нашей страны сегодня — импортное. Идея импортозамещения в российском здравоохранении вызвала острую дискуссию в медицинской среде.

Резко вводить ограничения на закупку импортного медоборудования правительство России не собирается. Как сказал на совещании Дмитрий Медведев, «для доработки такого постановления потребуется значительное время». И сам предложил не торопиться с решением. «Огромное количество современной аппаратуры производится в России, — сказал Дмитрий Медведев. — Но это не значит, что в этом случае нужно отказываться от чего-то, чего в нашей стране нет. Это очень тонкая грань, здесь нужно внимательно поработать».

По расчётам Минпромторга, объём производства отечественных медицинских изделий за счет предлагаемых мер вырастет в денежном выражении с 19,4 млрд руб. в 2014 г. до 78,8 млрд руб. в 2020 г., а его доля в ВВП — с 0,01 до 0,03%. Налоги, согласно ожиданиям, также вырастут втрое: с 3,4 млрд до 13,8 млрд руб.

«Принятие проекта постановления имеет прямой экономический эффект, — говорится в пояснительной записке к документу. — Приобретение медицинских изделий, произведённых на территории РФ с соблюдением требований адвалорной доли, обеспечит существенное увеличение налогооблагаемой базы как в самой отрасли производства медицинских изделий, так и в смежных отраслях, являющихся поставщиками материалов, компонентов и комплектующих».

Данных о потребности российского здравоохранения в попавших в перечень медицинских изделиях и оборудовании и соответствующих этому возможностях отечественной промышленности Минпромторг пока не представил.

Еще в конце 2012 г. правительство дало поручение разработать проект постановления «Об особенностях осуществления закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд». В том документе речь шла об ограничениях при допуске к государственным и муниципальным закупкам, а также о заключении локализационных соглашений с иностранными производителями о переносе их производственных мощностей на территорию России.

Многие эксперты считают, что сама идея импортозамещения — правильная, но реализуется она грубо. Такие решения требуют большого подготовительного периода, в течение которого должен быть проведён полный мониторинг всех закупок на нужды здравоохранения, дана экспертная оценка возможностей отечественного производства.

«Если такое решение будет принято, я рассматриваю его с политической и экономических позиций, — говорит президент «Лиги пациентов», член экспертного совета при Правительстве РФ, председатель общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. — На мой взгляд, не следует снова предпринимать попытку поставить нашу страну в независимое от всех положение, как это пытались сделать в СССР. Мы понимаем, что экономически сегодня крайне трудно быть независимыми от всего мира. Сегодня весь мир поделён на рынки, и все страны закупают наиболее эффективное и безопасное оборудование. Если мы сможем позволить себе производить всё лучше — здорово. Но в отдельно взятой стране вряд ли это возможно. Минпромторг режет на корню все нормы антимонопольного регулирования, направленные на улучшение конкурентной среды. Я — сторонник отечественных производителей, но если будет убрана конкуренция, они превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почём покупать».

В Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA считают, что «приоритетом при рассмотрении мер, необходимых для ускорения развития российской медицинской промышленности, должны оставаться интересы российских пациентов и медицинских работников, которым от российской промышленности нужны современные, качественные и безопасные медицинские изделия. При этом нужды российского здравоохранения должны определяться профильным ведомством совместно с медицинским сообществом, так как только они могут определить, какие технологии отвечают задачам сегодняшнего дня, а какие станут тормозом развития отечественной медицины. Как отмечается в заявлении IMEDA, крайне опасным является то, что в некоторых видах включённых в перечень изделий существует лишь один или два российских товара. «В этом случае потребители могут оказаться в ситуации, когда отсутствует реальный выбор и здоровая конкуренция. Следствием этого станет снижение качества и повышение цен», — говорится в заявлении.

«Если речь идёт только о развитии отечественного приборостроения, инструментария и шовного материала, то для России это благо, – утверждает заместитель генерального директора по хирургии ФГУ «Российского кардиологического научно-производственного комплекса», д.м.н., академик РАН Ренат Акчурин. — Сегодня в России есть масса промышленных предприятий, которые участвуют в международных выставках, представляя там достойное медицинское оборудование отечественного производства. Но производители этой техники у себя в России не могут получить госзаказ, так как кто-то очень сильно лоббирует иностранных производителей. Насколько реально сегодня полное импортозамещение? Думаю, сегодня это не реально. Мы так сильно ударили по отечественным производителям, что быстро выбраться из этой ямы не получится. Взять хотя бы аппараты для наркоза, рентгеновское оборудование, КТ, МРТ — их производство было заложено одновременно с западными партнёрами. Но в течение десятилетий в России всё это «выветрилось», и сами мы пока не в состоянии производить такое высокотехнологичное медоборудование. Задача сегодняшнего дня — не отказываться от покупки зарубежной техники, а скорее российской промышленности перейти на производство аналогов, которые могут быть сертифицированы по международным требованиям и продаваться в другие страны. Такого рода плавный переход займёт не менее пяти лет. Но его обязательно надо делать: страна не должна настолько зависеть от иностранных технологий. Я не раз бывал на заседаниях комиссий Минпромторга и знаю, что у нас есть, кому производить хорошую медицинскую технику. Но это, повторюсь, не значит, что мы должны повесить железный замок и не приобретать лучшее за границей. Сегодня промышленная интеграция настолько широко развита, что в каждом приборе вы найдете детали, которые произведены в разных странах за рубежом. Разделить этот процесс просто невозможно».

Поддержка своих производителей — обычное дело для нормальных стран. Правда, обычно для этого не применяются прямые запреты, а создаются налоговые стимулы и вводятся таможенные барьеры.