КС РФ подтвердил конституционность требований к иностранным агентам

| статьи | печать

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов, обязаны зарегистрироваться в специальном реестре, который ведет Минюст, а также ежеквартально предоставлять информацию о поступивших от иностранных источников денежных средствах. За невыполнение этих обязанностей предусмотрены весьма внушительные административные штрафы как для компаний, так и для их руководителей. Именно установление подобных обязанностей и ответственности послужило поводом для обращения в Конституционный суд РФ.

В ноябре 2012 г. в законодательстве появилось понятие некоммерчес­­кой организации (далее — НКО), выполняющей функции иностранного агента (Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ). Под такими организациями законодатель понимает российские НКО, которые получают финансирование из иностранных источников и участвуют в политической дея­­тельности на территории России. Такой дея­тельностью является учас­тие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Выполняющая функции иностранного агента НКО до начала участия в политической деятельности должна подать заявление о включении ее в специальный реестр (ст. 29 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 ст. 2, п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). За невыполнение этой обязанности предусмотрены административные штрафы в размере:

■ от 100 000 до 300 000 руб. для должностных лиц;

■ от 300 000 до 500 000 руб. для юридических лиц (ст. 19.34 КоАП РФ).

Помимо этого НКО — иностранные агенты должны ежеквартально сообщать о полученном из иностранных источников финансировании, целях и фактических способах его расходования.

Нормы, устанавливающие перечисленные обязанности, стали предметом рассмотрения КС РФ с точки зрения их соответствия Конституции. По мнению заявителей, законодатель, выделяя среди некоммерчес­ких организаций те, которые выполняют функции иностранного агента, создал условия для дискриминации НКО, посягательств на само существо права на объединение, свободу деятельности общественных объединений.

Однако Конституционный суд РФ в постановлении от 08.04.2014 № 10-П пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Судьи пояснили, что обязаннос­ти таких НКО направлены на установление прозрачности их деятельности. Кроме того, исполнение указанных обязаннос­тей обеспечивает открытость НКО — иностранных агентов, получающих деньги и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности.

Введение уведомительного порядка для включения в специальный реестр не мешает НКО как получать деньги из разных источников, включая иностранные, так и использовать данное финансирование для политичес­кой деятельности. Кроме того, специальное уведомление не предполагает государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов деятельности НКО.

Установление особого статуса для НКО, выполняющей функции иностранного агента, не направлено на формирование негативной оценки со стороны государства или отрицательного отношения к осуществляемой ею деятельности и не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать НКО и (или) цели ее деятельности.

Судьи также разъяснили, что установление ответственнос­ти за невыполнение уведомительных обязанностей само по себе не противоречит Конституции РФ. Но минимальный размер штрафа, установленный ст. 19.34 КоАП РФ, довольно велик, и назначение штрафа даже в минимальном размере может привести к избыточному ограничению права собственности виновных лиц, тем более что некоммерчес­кие организации создаются не для извлечения прибыли. Однако назначение штрафа ниже минимального размера КоАП РФ не предусмот­рено.

В этой связи КС РФ признал ст. 19.34 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в части, не предусматривающей наложение административного наказания ниже минимального предела. Федеральному законодателю, в свою очередь, предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения. Этот вывод повторяет правовую позицию, ранее уже дважды высказанную КС РФ в постановлениях (см. «ЭЖ», 2013, № 3, с. 07, 2014, № 9, с. 07).