Обзор изменений, внесенных в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (общие положения)1
| Норма | Характер изменений | Суть изменений | 
 | ||
| Правоспособность | 
 | ||||
| Ст. 48 | Новая редакция | Скорректировано определение юридического лица (ЮЛ). Из нормы исключено перечисление оснований, на которых ЮЛ может обладать имуществом: право собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Исключено требование о наличии у ЮЛ собственных баланса и сметы. Изменена классификация ЮЛ, теперь они делятся на корпоративные организации и ЮЛ, учредители которых имеют вещные права на их имущество (сейчас ЮЛ делятся на три категории: ЮЛ, учредители которых обладают вещными правами на имущество, ЮЛ, учредители которых обладают обязательственными правами на имущество, и ЮЛ, чьи учредители не имеют имущественных прав). Отдельно выделен ЦБ РФ как особый субъект, статус которого регулируется Конституцией РФ и специальным законом. | 
 | ||
| Ст. 49 | Новая редакция | Определено, что ЮЛ может иметь только один учредительный документ. Кроме того, приведен в соответствие с законодательством перечень требований для осуществления некоторых видов деятельности: помимо лицензии, в нем указаны членство в СРО или наличие свидетельства о допуске к определенному виду работ. | 
 | ||
| Ст. 50 | Новая редакция | Перечень организационноправовых форм (ОПФ) коммерческих ЮЛ дополнен крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Перечень ОПФ некоммерческих ЮЛ существенно измене. Вопервых, он стал закрытым (сейчас перечень открытый), вовторых, он дополнен новыми формами: ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов России, автономные некоммерческие организации, публичноправовые компании. Специально оговорено, что возможность осуществления приносящей доход деятельности должна быть предусмотрена в уставе некоммерческого ЮЛ. | 
 | ||
| Ст. 50.1 | Новая норма | Введено специальное регулирование решений об учреждении ЮЛ. Определен порядок принятия таких решений, требования к их содержанию. | 
 | ||
| Ст. 52 | Новая редакция | Скорректированы положения об учредительных документах ЮЛ. В настоящее время таковыми могут быть либо устав, либо учредительный договор, либо оба документа. В новой редакции предусмотрен один учредительный документ: учредительный договор для хозяйственного товарищества и устав — для всех остальных типов ЮЛ. ЮЛ вправе будет принять типовой устав (см. также «ЭЖ», 2013, № 40, с. 9). Учредители ЮЛ вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения, но не являющиеся учредительными документами, внутренний регламент и иные внутренние документы ЮЛ. | 
 | ||
| Ст. 53 | Новая редакция | Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени ЮЛ предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Такие сведения включаются в ЕГРЮЛ. Случаи, когда от имени ЮЛ вправе выступать его участники, могут быть установлены только в ГК РФ. Помимо лица, уполномоченного выступать от имени ЮЛ, обязанность действовать в интересах ЮЛ добросовестно и разумно распространена и на членов коллегиальных органов ЮЛ. В норме появилась оговорка: отношения между ЮЛ и лицами, входящими в состав в его органов, регулируются ГК РФ и законами о соответствующих типах ЮЛ. | 
 | ||
| Ст. 53.1 | Новая норма | Положения о возмещении убытков, причиненных представителем ЮЛ по его вине, из ст. 53 «перекочевали» в новую норму с дополнениями. Такое лицо несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей оно действовало недобросовестно и неразумно, в том числе если его действия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Аналогичную ответственность несут и члены коллегиальных органов ЮЛ, кроме тех, кто голосовал против убыточного для ЮЛ решения. При совместном причинении убытков такими лицами они несут ответственность солидарно. Также в норме появилось понятие лица, имеющего фактическую возможность определять действия органов управления ЮЛ. Такое лицо отвечает за причинение убытков в порядке, аналогичном изложенному. Соглашения об устранении или ограничении ответственности лица, выступающего от имени ЮЛ, а также членов коллегиального органа ЮЛ за совершение недобросовестных действий (для публичных ЮЛ — недобросовестных и неразумных действий) ничтожны, аналогичное соглашение для лица, имеющего фактическую возможность влиять на решения органов ЮЛ, ничтожно при любых обстоятельствах. | 
 | ||
| Ст. 53.2 | Новая норма | В ГК РФ впервые упоминается понятие аффилированности. Если кодекс или иной закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от аффилированности лиц, наличие или отсутствие аффилированности определяется в соответствии с таким законом. | 
 | ||
| Ст. 54 | Новая редакция | Установлены правила использования слов Российская Федерация, Россия и иных производных от них слов, полных и сокращенных наименований федеральных органов госвласти, наименований субъектов РФ в наименованиях ЮЛ. Предусмотрено, что ЮЛ несет риск неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу ЮЛ, указанному в ЕГРЮЛ. Указано, что в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и об юридическом адресе, и об адресе местонахождения ЮЛ. При этом не поясняется, чем эти адреса различаются. | 
 | ||
| Ст. 55 | Новая редакция | Установлено требование о внесении в ЕГРЮЛ сведений о филиалах и представительствах ЮЛ, правда, без конкретизации этих сведений. | 
 | ||
| Реорганизация | 
 | ||||
| Ст. 57 | Новая редакция | Реорганизация возможна с одновременным участием двух и более ЮЛ, в том числе созданных в разных ОПФ, если при этом возможно преобразование таких ЮЛ. Также допускается реорганизация с использованием одновременно нескольких ее типов. Ранее ГК РФ такую возможность не устанавливал. | 
 | ||
| Ст. 58 | Новая редакция | Скорректированы правила перехода прав и обязанностей при реорганизации ЮЛ. При присоединении и слиянии права и обязанности участвующих в реорганизации ЮЛ переходят к новому ЮЛ без передаточного акта (упоминание о нем из статьи исключается). А вот при разделении и выделении права и обязанности распределяются в соответствии с передаточным актом, а не разделительным балансом, как сейчас. Уточнен порядок правопреемства при преобразовании ЮЛ: при нем изменяются только права и обязанности ЮЛ в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано новой ОПФ. При преобразовании не применяются положения ГК РФ о защите прав кредиторов реорганизуемого ЮЛ. | 
 | ||
| Ст. 59 | Новая редакция | Понятие разделительного баланса исключено из данной нормы. Помимо сведений, которые ГК РФ сейчас относит к обязательным для включения в передаточный акт, в нем необходимо будет установить порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ЮЛ, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. | 
 | ||
| Ст. 60 | Новая редакция | Серьезному изменению подверглись нормы, посвященные гарантиям прав кредиторов реорганизуемого ЮЛ. Закон может предусматривать обязанность ЮЛ письменно уведомить своих кредиторов о принятом решении о реорганизации. Кредиторы, права требования которых возникли до принятия указанного решения, вправе потребовать досрочного исполнения обязательства а при невозможности такого исполнения — прекращения обязательства и возмещения убытков (иное может быть установлено законом или соглашением реорганизуемого ЮЛ и кредитора) только в судебном порядке (сейчас такое требование есть только в отношении кредиторов ОАО). Указанные требования кредитор вправе предъявить не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования второго уведомления о реорганизации. Расширена солидарная ответственность при невыполнении требования кредитора или непредоставлении достаточного обеспечения исполнения обязательства: она распространяется также на лиц, имеющих фактическую возможность определять действия ЮЛ, членов коллегиальных органов ЮЛ и лицо, действующее от имени реорганизованного ЮЛ. Установлены критерии достаточности обеспечения, предоставляемого кредитору. | 
 | ||
| Ст. 60.1 | Новая норма | Урегулирован порядок оспаривания решения о реорганизации ЮЛ и последствия признания его недействительным. Такие требования можно предъявить в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (если иной срок не установлен законом). Признание решения недействительным не влечет ликвидацию созданного при реорганизации лица и не является основанием для признания недействительными совершенных таким лицом сделок. Если признание решения недействительным состоялось до окончания реорганизации, то правопреемство наступает только для ЮЛ, зарегистрированных в ЕГРЮЛ на данный момент. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию недействительного решения, солидарно возмещают убытки участникам, голосовавшим против, и кредиторам реорганизованного ЮЛ. | 
 | ||
| Ст. 60.2 | Новая норма | В ГК РФ появилось такое понятие, как признание реорганизации ЮЛ (корпорации) несостоявшейся. Заявить такое требование в суде вправе участник корпорации, который голосовал против реорганизации или не участвовал в голосовании, а основаниями для признания реорганизации несостоявшейся являются либо непринятие участниками решения о реорганизации, либо представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверные данные об ЮЛ. Данной нормой также предусмотрены последствия признания реорганизации корпорации несостоявшейся. | 
 | ||
| Ликвидация | 
 | ||||
| Ст. 61 | Новая норма | Из нормы исключено указание на то, что прекращение прав и обязанностей ЮЛ при его ликвидации может и не наступить, если это указано в законе. Таким образом, ликвидация ЮЛ в любом случае становится окончательной и без какихлибо оговорок. Как и сейчас, ликвидация может осуществляться в добровольном или судебном порядке. Основания для ликвидации ЮЛ по решению суда расширены, более того, их перечень стал открытым (сейчас он исчерпывающий). Он дополнен такими основаниями, как признание регистрации ЮЛ недействительной и невозможность достижения целей, ради которых было создано ЮЛ (в том числе невозможность осуществления деятельности ЮЛ или его существенное затруднение). Обязанности по ликвидации ЮЛ, как и расходы на нее при недостаточности имущества ЮЛ суд вправе (но не обязан) возложить на участников (учредителей) ЮЛ. Прямо указано, что общие положения о ликвидации ЮЛ в ГК РФ распространяются на ликвидацию при банкротстве, если иное не установлено специальным законом. | 
 | ||
| Ст. 62 | Новая редакция | Учредители (участники) ЮЛ или орган, принявшие решение о ликвидации ЮЛ, должны сообщить об этом в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения (сейчас — незамедлительно после принятия решения). Кроме того, установлена обязанность таких лиц опубликовать сведения о принятом решении о реорганизации ЮЛ в установленном законом порядке. Важное нововведение: учредители (участники) ликвидируемого ЮЛ обязаны совершить действия по ликвидации за счет имущества такого ЮЛ, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет. Но в этом случае ликвидация будет проходить уже по правилам законодательства о банкротстве. Если же ни имущества самого ЮЛ, ни его учредителей (участников) на действия по ликвидации ЮЛ недостаточно, то такое ЮЛ подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законодательством о госрегистрации ЮЛ. Установлена также обязанность ликвидационной комиссии действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого ЮЛ и его кредиторов. | |||
| Ст. 63 | Новая редакция | Изменен порядок ликвидации ЮЛ. В промежуточном балансе, помимо обязательных сейчас сведений, необходимо будет указывать перечень требований кредиторов ликвидируемого ЮЛ, которые удовлетворены вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были они приняты ликвидационной комиссией или нет. В случае возбуждения дела о несостоятельности ЮЛ ликвидация по правилам ГК РФ прекращается, о чем ликвидационная комиссия уведомляет всех известных ей кредиторов ЮЛ. Исключено положение о том, что требования кредиторов третьей и четвертой очереди удовлетворяются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Конкретизированы условия передачи имущества ЮЛ, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам). В случае возникновения между ними спора по вопросу о том, кому следует передать такое имущество, оно продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или иными законами, при ликвидации некоммерческого ЮЛ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом такого ЮЛ на цели, для достижения которых оно было создано и (или) на благотворительные цели. | |||
| Ст. 64 | Новая редакция | Уточнено, что требования кредиторов ликвидируемого ЮЛ удовлетворяются в порядке очередности только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации. Скорректирован перечень требований граждан, которые они могут заявить к банкамбанкротам: такие требования вправе заявлять не только лица, заключившие договор банковского счета или вклада, но и те граждане, в чью пользу такие договоры заключены. Размер требований ограничен суммой основного долга и процентов. | |||
| Ст. 64.1 | Новая норма | При отказе ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ЮЛ. | |||
| Ст. 64.2 | Новая норма | В ГК РФ внесена норма, устанавливающая такую разновидность ликвидации ЮЛ, как прекращение недействующего ЮЛ. Сейчас данное основание содержится только в ст. 21 Федерального закона от 08.08.01 № 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а в кодексе такого понятия нет. Понятие недействующего ЮЛ и основания его прекращения в ст. 64.2 аналогичны указанным в обозначенном законе. Последствия такого прекращения аналогичны ликвидации ЮЛ, но при этом данная процедура не препятствует привлечению к ответственности лица, выступавшего от имени ЮЛ без доверенности, членов коллегиального органа управления и лиц, определявших решения ЮЛ. | |||
| Классификация | |||||
| Ст. 65.1 | Новая норма | Классификация ЮЛ претерпела кардинальные изменения: теперь они будут делиться на унитарные и корпоративные в зависимости от прав участников таких организаций. ЮЛ, участники (учредители) которых обладают правом участия (членства) и формируют высший орган ЮЛ, признаются корпоративными. ЮЛ, участники (учредители) которых подобных прав не имеют, признаются унитарными. К первой категории отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ. Ко второй категории отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публичноправовые организации. | |||
| Ст. 65.2 | Новая норма | Обобщены права и обязанности участников всех типов корпораций. Помимо типичных прав (участие в управлении, получать информацию и т.д.) и обязанностей (участвовать в формировании уставного капитала, не разглашать конфиденциальную информацию, не совершать направленных на причинение вреда корпорации действий), за участниками (учредителями) закреплены и менее привычные. В частности, участники или корпорация, планирующие обратиться в суд с требованием о возмещении причиненных корпорации убытков, признания сделки недействительной или применении последствий недействительности сделки, обязаны уведомить об этом иных участников, обеспечив их всеми необходимыми сведениями. Участники, не присоединившиеся к указанному требованию, впоследствии не вправе обращаться с аналогичным требованием в суд самостоятельно, если только причины такого необращения не будут признаны судом уважительными. | |||
| Ст. 65.3 | Новая норма | Обобщены правила управления во всех типах корпораций. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях или производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может быть съезд, конференция или иной представительный орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Также в корпорации образуется единоличный исполнительный орган; уставом может быть предусмотрена передача его полномочий нескольким лицам, действующим совместно или отдельно. В корпорации может быть образован коллегиальный исполнительный орган, если это предусмотрено нормативным актом или уставом. При аналогичных условиях может быть образован коллегиальный орган управления с контролирующими и иными функциями. | |||
|  |  |  |  |  |  | 
1 Изменения вступят в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением п. 5, 6 ст. 50 в новой редакции, которые вступили в силу со дня официального опубликования Закона № 99-ФЗ. Однако данные нормы повторяют предшествующую редакцию. 
  
 Вторая часть таблицы, касающаяся изменений в отношении отдельных видов юридических лиц, будет опубликована в ближайших номерах «ЭЖ».

