У покупателей бюджетных новых легковушек запал иссяк

| статьи | печать

В апреле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, согласно очередному отчету Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, упали на самый низкий уровень с начала года. Причем, как показывает его статистика, снижение продаж коснулось преж­де всего автомобилей нижнего ценового ряда. Увереннее чувствуют себя марки и модели авто, рассчитанные на более тугие кошельки.

В январе — апреле 2014 г. продажи в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились к соответствующему периоду прошлого года, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, на 4%, или на 32 567 штук. Всего за четыре месяца 2014 г. было продано 829 046 автомобилей.

Апрель 2014 г. отличился снижением уровня продаж в годовом сопоставлении на 8%, или на 18 739 штук. За прошлый месяц реализовано 226 526 автомобилей. Таким образом, апрель не поддержал наметившуюся в предыдущие два месяца тенденцию на стабилизацию российского рынка названных автомобилей и стал для него пока худшим месяцем с начала года. Заметим, однако, что это не самый низкий относительный показатель с начала в прошлом году падения рынка. Напомним, что и в апреле 2013 г. продажи на нем снизились в годовом выражении тоже на 8%. Другое дело, что на низкой сравнительной базе прошлого года нынешнее падение продаж выглядит печальнее. Впрочем, она не должна быть столь уж глубокой, если вспомнить, что в прошлом году действовала государственная программа льготного автокредитования, а с 2014-го ее ­прикрыли.

Ценителям конкретных марок должно быть интересно взглянуть на представленную таблицу. В целом по ее данным можно сказать, что снижение продаж в большей степени коснулось тех марок, которые на нашем рынке делают упор на недорогие или средней цены модели для массового покупателя. Для растущей экономики с растущими доходами в целом небогатого населения это правильная стратегия, но времена в России повернулись в обратную сторону — экономика того и гляди начнет снижаться, доходы граждан уже сокращаются.

Не у всех, конечно, они сокращаются, что тоже можно заметить по таблице — марки, которые в народе твердо ассоциируются с дорогими или верхнего среднего ценового ряда автомобилями, в основном показали рост продаж или их стабильность. Посмотрите, например, на «Мазду», «Мерседес», БМВ, «Джип», «Порше», «Ягуар»… Вот «кадиллаки» почему-то разонравились (–11% и за четыре месяца, и в апреле). Пока не заладились по итогам января — апреля продажи «Инфинити» (–4%), но в прошлом месяце они год к году подскочили на 82%, что вселяет надежду на благополучный год для такого замечательного автомобиля. У БМВ в апреле, наоборот, в продажах спад (–3% при росте на 6% за четыре месяца). Но, возможно, это временный каприз рынка. Хуже, если и среди «достойных» покупателей достойным автомобилям становится тесно.

Стоит обратить внимание также на первую десятку лидеров продаж по моделям. По-прежнему в ней все автомобили собираются в России, и по-прежнему во главе десятки, несмотря на падение продаж, стоит вазовское детище. Но интереснее другое — притом что в лидерском списке те самые недорогие или по нижней границе среднего ценового ряда модели авто для массового покупателя, не у всех продажи снизились.

Присмотримся к счастливчикам. New Rio KIA — 6% прирос­та продаж за январь — апрель, Duster Renault — 9% соответственно, Largus (ура!) Lada — 43%, Almera Nissan — 2744%. Что их объединяет помимо рос­та продаж? Это относительно новые или хорошо обновленные модели на рынке (был Rio, стал New Rio). Новинки всегда оттягивают на себя значительную часть покупателей, а в условиях сокращения круга последних это особенно важно. Можно припомнить не столь давний пример с продукцией АвтоВАЗа: продажи выведенной на рынок новой Granta резво росли на фоне падения интереса покупателей к предыдущим моделям нашего автогиганта. Теперь, как видим, Granta вверху рейтинга продаж, но падает быстрее рынка, а пример роста ей показывает новичок Largus.

Отдельно впечатляет рост продаж Almera, но на тысячи процентов рост бывает на очень низкой сравнительной базе. ­Хотя, может быть, эта «японка» — еще и та самая «золотая середина» для не самой богатой публики.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер так прокомментировал апрельские данные по авто­продажам: «После короткого периода восстановления рынок возвращается к отрицательным индексам роста. Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением руб­ля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики».

Грустное заявление. Надо ожидать снижения прогноза АЕБ по авторынку на этот год. И остается напомнить, что снижение продаж автомобилей — яркий сигнал к наступлению экономического спада.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды январь — апрель 2014/2013 гг. и апрель 2014/2013 гг.1 *

МАРКА

январь — апрель

апрель

2014

2013

YoY %

2014

2013

YoY %

Lada

128633

151527

–15

37030

44100

–16

Renault*

63647

67208

–5

17395

19178

–9

KIA

60033

60027

0

17744

18303

–3

Nissan*

57579

44188

30

11835

8272

43

Hyundai*

57240

56582

1

15933

15868

0

Toyota*

50160

44610

12

15103

15278

–1

Chevrolet

48586

52489

–7

13279

16083

–17

VW

45828

49477

–7

11497

14203

–19

Mitsubishi

27943

26322

6

6101

7182

–15

koda

26616

26107

2

7724

7488

3

Opel

24493

26731

–8

6493

6899

–6

Ford*

22760

32289

–30

5387

8635

–38

ГАЗ ком. авт. *

20318

24166

–16

6274

7183

–13

Daewoo

17369

20139

–14

4511

4241

6

Mazda

15818

12831

23

4208

2206

91

Mercedes-Benz

14821

12165

22

4437

3570

24

BMW

12836

12063

6

3136

3245

–3

УАЗ*

12539

15931

–21

4073

4580

–11

Audi

11946

11929

0

3660

3651

0

Peugeot*

8792

11607

–24

2015

3300

–39

Honda

8760

7697

14

1971

2749

–28

Citroёn*

8164

8619

–5

1925

2672

–28

SsangYong

7739

9409

–18

2006

2306

–13

Suzuki

7113

8954

–21

1983

2921

–32

Lifan

6783

6437

5

2178

2116

3

Land Rover

6769

6141

10

1866

1641

14

Chery

6752

6269

8

1801

2112

–15

Geely

6598

6573

0

1747

2312

–24

Great Wall

5595

6928

–19

1735

2243

–23

Subaru

5495

5897

–7

1772

1888

–6

Lexus

5475

4938

11

2100

1726

22

Volvo

4709

3974

18

1467

1066

38

VW ком. авт. *

4485

4917

–9

1204

1451

–17

Infiniti

3114

3246

–4

776

427

82

Jeep

2507

1198

109

650

353

84

FIAT*

2437

1890

29

682

646

6

Mercedes-Benz ком. авт. *

2114

1201

76

604

366

65

Porsche

1191

1149

4

481

372

29

FAW

1129

1028

10

342

522

–34

Jaguar

558

442

26

152

121

26

SEAT

550

1217

–55

241

357

–32

MINI

549

803

–32

149

244

–39

Cadillac

493

551

–11

154

173

–11

BAW*

472

634

–26

118

151

–22

ZAZ

352

1331

–74

56

401

–86

Changan

285

90

Haima

161

86

87

71

3

2267

Acura2

112

112

Smart

99

38

161

27

14

93

Isuzu*

98

32

206

42

9

367

Bogdan3

92

1024

–91

247

Brilliance4

75

75

JAC5

58

58

Luxgen

57

18

ТагАЗ*

52

94

–45

14

30

–53

Chrysler

46

54

–15

10

15

–33

Иж

18

374

–95

0

123

–100

Dodge

15

74

–80

6

23

–74

Foton*

9

6

50

2

0

Alfa Romeo

9

6

Total

829,046

861,613

–4

226,526

245,265

–8

1 — Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой ­линейке ­марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). ­Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.

* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.