Европа выходит из рецессии, Россия погружается в нее

| статьи | печать

Динамика самого крупного внешнеторгового партнера России — экономики ЕС, по оценке экспертов Европейской комиссии, ускоряется. В нынешнем году ВВП стран Евросоюза вырастет на 1,6%, а в 2015 г. его перспективы еще лучше — 2%. ­Прогнозы российской экономики выглядят, по мнению аналитиков МВФ и ОЭСР, гораздо скромнее: между 0,2 и 0,5% по итогам текущего года.

В Европе экономисты не только ожидают увеличения экономического роста, но и снижения различий в динамике между странами — лидерами ЕС и периферийными государствами. «Восстановление уже стабильно. Дефициты сократились, инвестиции растут и, что особенно важно, улучшается ситуация с занятостью населения, — отмечает заместитель председателя Еврокомиссии Сийм Калас. — Продолжающиеся усилия, направленные на проведение структурных реформ в экономиках стран ЕС, приносят свои плоды».

Более пессимистичные перспективы, согласно прогнозу МВФ, ожидают российскую экономику. Замедление темпов ее роста, которое происходит вследствие существовавших ранее структурных проблем, усугубляется геополитической неопределенностью, возникшей в результате конфликта вокруг Украины. В результате возможно значительное снижение темпов прироста ВВП в 2014 г. — до 0,2 по сравнению с 1,3% в прош­лом году.

Из-за неопределенности геополитической ситуации, по мнению специалистов МВФ, будут сокращаться размеры инвестиций. В I квартале отток капитала уже превысил 50 млрд долл. и, по всей вероятности, этот процесс будет продолжаться. Не радуют экспертов фонда и снижающиеся темпы роста заработной платы и кредитования населения.

В следующем году, прогнозируют эксперты МВФ, прирост российской экономики ­будет немного больше — 1% — за счет увеличения экспорта и инвестиций.

Правда, и эти скромные успехи могут оказаться недостижимыми, поскольку прогноз предполагает постепенное урегулирование российско-украинского конфликта. Усиление же геополитической напряженности может привести к расширению экономических санкций и дальнейшему снижению показателей роста российской экономики.

Интересно заметить, что новая модель роста нашей экономики, не зависящей от цен на глобальном рынке углеводородов, по убеждению аналитиков фонда, должна предполагать более глубокую интеграцию с мировой хозяйственной системой.

Усиление интеграции с мировой экономикой будет способствовать притоку инвестиций и сокращению различий в производительности труда по сравнению с развитыми странами, диверсификации и стабильнос­ти роста.

Весьма схожий прогноз развития российской экономики на текущий год дают и аналитики ОЭСР. Умеренный рост нашей экономики, который наблюдался в конце 2013 г., был прерван геополитическим кризисом, связанным с событиями на Украине. Неопределенность ситуации и бегство капитала сейчас подрывают доверие инвесторов к нашей стране. Рост потреб­ления будет снижаться в результате замедления реальных доходов и потребительского кредитования, ставки которого становятся все выше. При этом слабый рубль будет оказывать некоторую поддержку отечественной экономике и бюджету.

Увеличение доходов бюджета, которое происходит в результате ослабления рубля, по мнению специалистов ОЭСР, нам необходимо использовать для поддержки слабеющей экономики. Приоритетным направлением расходов бюджета должно стать повышение затрат на государственные программы, в частности в сфере образования, инноваций и занятости населения.

Стоит подчеркнуть, что эксперты ОЭСР, по сути, советуют немного отклониться от бюджетного правила с целью стимулирования российской экономики. От временных изменений в бюджетной политике можно будет отказаться в дальнейшем, после того, как наша экономика восстановит темпы роста.

комментарий

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли

Когда мы говорим о том, как санкции могут отразиться на нашей стране и на российских предприятиях, то нужно просто посчитать торговый оборот США с ЕС, а потом задуматься, что торговый оборот между РФ и ЕС превышает 300 млрд евро. Это большой вопрос, на кого больше окажут влияние санкции. Глобальный бизнес — дорога с двусторонним движением. Это прекрасно понимают все мировые эксперты и руководители транснациональных компаний. Многие крупнейшие компании заявили о негативном отношении к политике санкций по отношению к России. Европейские и американские транснацио­нальные корпорации считают нашу страну одним из самых перспективных рынков для своей продукции. Они долгие годы выстраивали работу здесь. Бизнесмены всегда находят оптимальные решения, где им выгоднее покупать комплектующие. Надеюсь, долгосрочные интересы бизнеса все же перевесят сиюминутную политическую конъюнктуру. Я рассчитываю, что наши производственные и кооперационные связи будут сохраняться, а бизнес будет находить для себя наиболее оптимальные варианты взаимодействия. У кабинета министров есть четкое понимание плана действий на случай, если западные страны продолжат политику санкций. Во-первых, Россия будет вынуждена определить, кто и на каких условиях из западных компаний работает в стратегических отраслях экономики нашей страны. Во-вторых, мы ускорим реализацию политики по импортозамещению, которую проводит Минпромторг совместно с промышленными предприя­тиями. Сформирован график работ. В случае получения отказа в поставках российским промышленникам понадобится от шести месяцев до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск недостающей продукции.