Как вывести бизнес из «подполья»

| статьи | печать

Более половины предпринимательской деятельности сегодня проходит «в тени», а каждый пятый бизнесмен привлекался к уголовной ответственности, подчеркивали участники обсуждения ежегодного доклада бизнес-омбудсмена президенту страны. В «сумрак» бизнес загоняют высокие налоги, бюрократические барьеры и непредсказуемость экономической политики государства.

Сейчас в нашей стране, по словам главного защитника бизнеса Бориса Титова, нерадостные макроэкономические показатели, практически остановился промышленный рост, снижается индекс предпринимательской уверенности, сокращается количество участников хозяйственной деятельности и число рабочих мест во всех секторах экономики, кроме добычи природных ископаемых и бюджетного сектора.

В России, по оценке г-на Титова, стало невыгодно заниматься бизнесом, поскольку сильно выросли издержки отечественных компаний, особенно в обрабатывающей промышленности, которая показала 30-процентное падение прибыли в 2013 г. Кроме того, мы технологически отстали на 20 лет, а износ основных фондов стал критичным, особенно в машиностроении.

Причинами столь плачевной ситуации участники Всероссийской конференции «Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей» считают тяжелое налоговое бремя, чиновничьи препоны и неопределенность государственной экономической политики.

К этому, по оценке директора Всероссийского центра изу-чения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, нужно добавить усиление негативного влияния двух факторов: роста цен на электроэнергию и увеличения стоимости аренды земли.

В результате более половины предпринимательской дея­тельности (51%) находится в «сумрачной» зоне. «Малый и средний бизнес уходит в тень, а крупные компании — в офшоры. Проблема? Да! Но и гигантский потенциал экономического роста! Ведь только выход экономики из тени вдвое увеличит доходы бюджета», — дал оценку нынешней нелегкой ситуации Б. Титов.

Уходу бизнеса в зону «сумрака», безусловно, способствуют уголовные преследования предпринимателей. За последние 20 лет к уголовной ответственности, по данным сопредседателя «Деловой России» Андрея Назарова, был привлечен каждый пятый предприниматель, из-за чего было потеряно 2 млн рабочих мест, так как открытое уголовное дело парализует работу предприя­тий. «В принципе нам надо двигаться к тому, чтобы экономические преступления наказывались преимущественно кратными штрафами, как сейчас это сделано для коррупционеров», — заявил г-н Назаров.

Некоторые ведомства и аффилированные с ними структуры, по мнению общественного омбудсмена по ветеринарному и фитосанитарному контролю Владислава Корочкина, регулярно выдают свои узкочастные интересы за интересы государства. Один из способов зарабатывания ими денег — создание вымышленных угроз. Г-н Корочкин привел в качестве примера интересный факт: российские сельхозпроизводители и торговые сети тратят ежегодно многие миллиарды рублей на оформление сопутствующих документов. «Только одна сеть заплатила в прошлом году 500 млн руб. за оформление документов на колбасу и сосиски», — сообщил он. По словам омбудсмена, нужно пересмотреть список карантинных объектов и исключить из него пять наименований, на оформление которых приходится 80% издержек бизнеса, притом что эти объекты никому никакой угрозы не несут.

Резкий рост стоимости аренды земли и отказ от заключения с добросовестными арендаторами договоров сроком на год, по словам общественного омбудсмена по земельным и кадастровым отношениям Марины Карповой, наносит удар по открытому бизнесу. «Если посмот­реть рыночные цены на землю, то видно, что они практически не растут, а арендные ставки и кадастровая стоимость растут сильно», — заявила она. Муниципалитеты же заключают до­говоры аренды только на 11 месяцев, и есть случаи, когда после 20 лет аренды предпринимателей переводят на бессрочные договоры, а затем растрогают их.

Увеличение арендных ставок нужно ограничить инфляцией, а договоры с добросовестными арендаторами заключать минимум на семь лет, предложил министр по делам общественного правительства Михаил Абызов.

А бизнес-омбудсмен Б. Титов пообещал в ближайшее время разработать вместе с предпринимательским сообществом программу для российской экономики, нацеленную на стимулирование частной инициативы и создание таких условий для предпринимателей, которые выведут их из «подполья».