Минфин России предлагает пересмотреть правила покупки крупных пакетов акций

| статьи | печать

На портале regulation.gov.ru размещен текст законопроекта, разработанного Минфином России, который содержит поправки в законодательство об акционерных обществах (АО) в части порядка выкупа акций при приобретении крупных пакетов ценных бумаг. Законопроект направлен на согласование норм акционерного, антимонопольного и банковского законодательства, повышение прозрачности процедур поглощения открытых АО и детализация правил госконтроля за ними.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ)» размещен на портале regulation.gov.ru 1 апреля 2014 г., и до 8 апреля включительно проходит антикоррупционную экспертизу.

Законопроекты с аналогичными названиями выносились на суд общественности не единожды. В 2011 г., например, ныне упраздненная ­ФСФР России подготовила поправки, направленные на ограничение возможностей недружественного поглощения публичных акционерных компаний (см. «Корпоративные стратегии», 2011, № 42, с. 1). А в 2012 г. аналогичный проект был представлен Минфином России. Нормы, в которые предлагалось внес­ти поправки проектом 2012 г. и нынешним, во многом совпадают — это ст. 84.1—84.4, 84.6—84.10 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акцио­нерных обществах» (далее — Закон об АО). В то же время доработанный текст законопроекта заметно «распух» по сравнению с предшественником, в нем появились и поправки в ст. 84.11 Закона об АО, а также в Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ЦБ) в части перечня сведений, которые подлежат раскрытию в форме сообщений о существенных фактах.

А вот изменений в федеральный закон от 02.12.90 № ­395-1 «О банках и банковской деятельности» в новом минфиновском проекте нет, хотя в прошлогоднем тексте они присутствовали. В федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществ ления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) правка минимальна.

Условия добровольного предложения о выкупе акций АО могут измениться

Согласно п. 1 ст. 84.1 Закона об АО лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого АО, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в открытое общество публичную оферту, адресованную акционерам — владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого общества (далее — добровольное предложение).

В редакции этой нормы и далее по тексту законопроекта формулировка «аффилированные лица» Минфин заменил на «связанные лица». Оно раскрывается в п. 1 ст. 84.11 Закона об АО в редакции законопроекта. Под связанными с лицом лицами понимаются его аффилированные лица, контролирующие и подконтрольные лица (в соответствии с понятиями, установленными Законом о рынке ЦБ), лица, являющиеся сторонами акционерного соглашения, соглашения об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственнос­тью, договора простого товарищества, договора о совместной деятельности или иного догово­ра (соглашения), направленного на установление контроля над открытым обществом. К связанным с лицом лицам также относятся супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные. Как видно, перечень связанных лиц намного шире понятия лиц аффилированных. Таким образом разработчики намерены сузить до минимума возможности злоупотребления приобретателями акций своими правами в виде несоблюдения требований о добро­вольном предложении.

Также законопроектом предлагается конкретизировать требования к сведениям о банковской гарантии, которую лицо, направившее добровольное предложение, обязано предоставить в обеспечение исполнения обязательств по оплате ценных бумаг (п. 5 ст. 84.1 Закона об АО). Эти сведения указываются в добровольном предложении, и согласно законопроекту они должны содержать наименование, место нахождения гаранта, дату и номер выдачи банковской гарантии, ее условия. В действующей редакции ст. 84.1 говорится, что в добровольном предложении должны быть указаны сведения о гаранте без их конкретизации.

Кроме того, банковская гарантия не может быть выдана обществом, эмиссионные ценные бумаги которого приобретаются (п. 7 ст. 84.1 Закона об АО в ред. законопроекта).

Информация о руководителях нового акционера станет подробнее

В действующей редакции п. 3 ст. 84.1 Закона об АО предусмот­рено, что если пакет акций в размере 30% и более намерено выкупить юридическое лицо, то помимо обязательных сведений, в добровольном предложении должны быть указаны сведения обо всех лицах, которые:

  • самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица;
  • имеют десять и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридичес­кого лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не преду­сматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществ­ляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны.

В законопроекте это положение из п. 3 переместилось в п. 4 той же статьи, и вместо 20 и 10% барьер снижен до общих 5%. Очевидно, что случаев необходимости раскрытия перечисленной информации в случае принятия законопроекта станет намного больше.

Если же юридическое лицо имеет еще и стратегическое значение, то оно должно заключать договоры о приобретении ценных бумаг только с предварительного согласия ФАС России или федерального органа по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Аналогичное положение содержалось в ст. 4 законопроекта, который Минфин России разработал в прошлом году, с той только разницей, что его предполагалось включить не в акционерное законодательство, а в Закон № 57-ФЗ.

Обязательные предложения о выкупе Минфин тоже не устраивают

Приведенные выше нововведения законопроектом предполагается ввести и в отношении обязательного предложения по выкупу акций, которое необходимо сделать лицу, уже получившему более 30% указанных акций (ст. 84.2 Закона об АО). Срок для направления обязательного предложения Минфин России предлагает увеличить с 35 до 50 дней со дня приобретения акций.

Согласно действующей редакции Закона об АО приобретатель пакета акций свыше 30% с момента такого приобретения и до даты направления в общество обязательного предложения вправе голосовать только 30% купленных акций, и иных имеющихся акций ОАО совместно с аффилированными лицами (п. 6 ст. 84.2). Законопроектом же предлагается изменить данный размер на три седьмых от целого числа голосов, принадлежащих иным лицам, причем эта доля должна определяться исходя из голосов, принадлежащих новому акционеру и связанным с ним лицам. Также возможность голосовать полным пакетом планируется ограничить вплоть до направления в Банк России отчета о принятии обязательного предложения.