1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 875

Большинство россиян ускорения инфляции не ожидают

Очередное квартальное исследование инфляционных ожиданий населения, проведенное фондом «Общественное мнение» по заказу Центробанка, показало, что преобладающая часть россиян не ожидает существенного изменения роста цен в предстоящие 12 месяцев. Снижение уровня потребительской уверенности замедлилось, но отношение населения к крупным покупкам немного ухудшилось.

В феврале 2014 г. в ответах на вопросы о наблюдаемых и ожидаемых темпах годовой инфляции доминирующим оставался вариант о неизменности темпов роста цен — как и в сентябре 2013 г., его выбрали 58% опрошенных. При этом доля тех, кто отмечает ускорение годовой инфляции или ожидает его в дальнейшем, несколько возросла по сравнению с предыдущими волнами опроса, отмечают социологи.

В то же время медианные оценки наблюдаемой и ожидае­мой годовой инфляции в текущем феврале сократились относительно декабря 2013 г. и оставались существенно ниже уровней I квартала 2013 г.

В оценках соотношения динамики доходов семьи и цен за последний год значимых изменений по сравнению с декабрем исследователи не обнаружили. 62% опрошенных отмечают, что в течение последнего года их доходы в отличие от цен не росли, а 53% не рассчитывают на рост своих доходов и в дальнейшем.

В феврале оставались повышенными оценки роста цен за прошедший месяц и инфляционные ожидания на следующий месяц. Доля респондентов, отметивших рост цен в прошлом месяце, составила 90%. Доля опрошенных, которые считают, что цены выросли очень сильно, сократилась по сравнению с декаб­рем на 8 п.п. (до 36%), но тем не менее осталась на достаточно высоком уровне. При этом незначительно повысились доли тех, кто говорит об умеренном (с 39 до 42%) и о незначительном росте цен (с 9 до 12%).

Доля опрошенных, ожидающих роста цен в следующем месяце, увеличилась до максимального уровня за весь период наблюдения (82%). Однако это повышение в основном обусловлено увеличением доли тех респондентов, которые прогнозируют умеренный рост цен (с 36% в декабре 2013 г. до 47% в феврале 2014 г.). Доля ожидающих, что цены вырастут очень сильно, наоборот, сократилась с 29 до 26%.

По мелочи и по-крупному

Среди товаров, на которые цены выросли наиболее заметно, в нынешнем феврале респонденты назвали яйца (однако по сравнению с декаб­рем удельный вес опрошенных, назвавших этот товар, существенно снизился), молоко и молочную продукцию, мясо и птицу. Авторы исследования сделали предположение, что ускорение роста цен на названные товары, зафиксированное в конце 2013 г., способствовало сохранению повышенного уровня месячных оценок наблюдаемой и ожидаемой инфляции в начале 2014 г.

Социологи выяснили, что отношение потребителей к крупным покупкам остается достаточно позитивным. Доля людей, считающих нынешнее время благоприятным для осуществления крупных покупок, по-прежнему превышает удельный вес граждан, настроенных пессимистически. Однако разрыв между этими группами в феврале 2014 г. сократился.

Интерес населения к покупкам, совершаемым в кредит, в феврале немного уменьшился. Разница между долями негативных и позитивных ответов на соответствующий вопрос по сравнению с аналогичным перио­дом преды­дущего года увеличилась с 17 до 25 п.п.

Отношение населения к сбережениям в феврале текущего года не изменилось по сравнению с декабрем 2013 г., но ухудшилось по сравнению с мартом предыдущего года.

Преобладающая часть населения по-прежнему предпочитает хранить сбережения в рублях, однако доля этой группы сокращается — с 73% в марте 2013 г. до 64% в феврале 2014-го. Доля опрошенных, предпочитающих хранить сбережения в иностранной валюте, за названный период увеличилась с 15 до 22%. Вместе с тем, отмечают аналитики ФОМ, эти изменения соответствуют тенденциям, наблюдавшимся на протяжении прошлого года.

Предпочтения респондентов относительно формы хранения сбережений остаются достаточно стабильными. В феврале 2014 г. 44% опрошенных выбрали банковский вклад, еще 25% респондентов — комбинированный способ (часть в банке, часть наличными), и только 17% предпочитают хранить накопления в наличной форме, что на 4 п.п. меньше, чем в декабре прошлого года.

Потребительский настрой

В феврале 2014 г. замедлилось снижение индекса потребительских настроений (ИПН), наблюдаемое с середины 2013 г. Оценки как текущей, так и ожидаемой ситуации не изменились по сравнению с декабрем, но оставались ниже показателей начала 2013 г.

Значение индекса составило 95 пунктов, но если в III и IV кварталах 2013 г. снижение составляло по 2 пункта, то теперь индекс снизился на 1 пункт.

Стоит ознакомиться с пояснением ФОМ, что для расчета ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуа­ции на потребительском рынке. Он вычисляется как разница между долями положительных и отрицательных ответов плюс 100. Значения ИПН выше 100 говорят об оптимизме потребителей, ниже 100 — о низкой склонности к потреблению. Таким образом, склонность к потреб­лению продолжила снижение, только замедлилась.

Среди частных компонентов ИПН возросли оценки текущего и будущего изменения личного материального положения — на 4 и 3 пункта, до 87 и 100 пунктов соответственно. При этом индекс крупных покупок снизился на 5 пунктов, до 102, оценка перспектив развития страны в ближайший год опустилась на 3 пункта, до 92, аналогичная оценка с пятилетней перспективой осталась на уровне предыдущего квартала — 96 пунктов.

Обратим внимание, что хотя индекс крупных покупок по-прежнему указывает на благоприятность их совершения, но с самым большим его относительным снижением среди других частных оценок. Это, пожалуй, самый тревожный сигнал — реальные кризисы начинаются с падения больших трат домохозяйств. И конечно, внушает тревогу сохранение превалирующего пессимизма относительно перспектив развития страны на горизонт пяти лет — серьезный срок для характеристики нынешнего умонастроения россиян.

Не зря Центробанк тратится на такие исследования. Видно, в том числе и это исследование фонда «Общественное мнение» помогло ЦБ сделать неприятные корректировки прогноза по росту ВВП на нынешний и последующие годы и усомниться в том, что целевой уровень роста потребительских цен на этот год удастся сохранить.