Большинство россиян ускорения инфляции не ожидают

| статьи | печать

Очередное квартальное исследование инфляционных ожиданий населения, проведенное фондом «Общественное мнение» по заказу Центробанка, показало, что преобладающая часть россиян не ожидает существенного изменения роста цен в предстоящие 12 месяцев. Снижение уровня потребительской уверенности замедлилось, но отношение населения к крупным покупкам немного ухудшилось.

В феврале 2014 г. в ответах на вопросы о наблюдаемых и ожидаемых темпах годовой инфляции доминирующим оставался вариант о неизменности темпов роста цен — как и в сентябре 2013 г., его выбрали 58% опрошенных. При этом доля тех, кто отмечает ускорение годовой инфляции или ожидает его в дальнейшем, несколько возросла по сравнению с предыдущими волнами опроса, отмечают социологи.

В то же время медианные оценки наблюдаемой и ожидае­мой годовой инфляции в текущем феврале сократились относительно декабря 2013 г. и оставались существенно ниже уровней I квартала 2013 г.

В оценках соотношения динамики доходов семьи и цен за последний год значимых изменений по сравнению с декабрем исследователи не обнаружили. 62% опрошенных отмечают, что в течение последнего года их доходы в отличие от цен не росли, а 53% не рассчитывают на рост своих доходов и в дальнейшем.

В феврале оставались повышенными оценки роста цен за прошедший месяц и инфляционные ожидания на следующий месяц. Доля респондентов, отметивших рост цен в прошлом месяце, составила 90%. Доля опрошенных, которые считают, что цены выросли очень сильно, сократилась по сравнению с декаб­рем на 8 п.п. (до 36%), но тем не менее осталась на достаточно высоком уровне. При этом незначительно повысились доли тех, кто говорит об умеренном (с 39 до 42%) и о незначительном росте цен (с 9 до 12%).

Доля опрошенных, ожидающих роста цен в следующем месяце, увеличилась до максимального уровня за весь период наблюдения (82%). Однако это повышение в основном обусловлено увеличением доли тех респондентов, которые прогнозируют умеренный рост цен (с 36% в декабре 2013 г. до 47% в феврале 2014 г.). Доля ожидающих, что цены вырастут очень сильно, наоборот, сократилась с 29 до 26%.

По мелочи и по-крупному

Среди товаров, на которые цены выросли наиболее заметно, в нынешнем феврале респонденты назвали яйца (однако по сравнению с декаб­рем удельный вес опрошенных, назвавших этот товар, существенно снизился), молоко и молочную продукцию, мясо и птицу. Авторы исследования сделали предположение, что ускорение роста цен на названные товары, зафиксированное в конце 2013 г., способствовало сохранению повышенного уровня месячных оценок наблюдаемой и ожидаемой инфляции в начале 2014 г.

Социологи выяснили, что отношение потребителей к крупным покупкам остается достаточно позитивным. Доля людей, считающих нынешнее время благоприятным для осуществления крупных покупок, по-прежнему превышает удельный вес граждан, настроенных пессимистически. Однако разрыв между этими группами в феврале 2014 г. сократился.

Интерес населения к покупкам, совершаемым в кредит, в феврале немного уменьшился. Разница между долями негативных и позитивных ответов на соответствующий вопрос по сравнению с аналогичным перио­дом преды­дущего года увеличилась с 17 до 25 п.п.

Отношение населения к сбережениям в феврале текущего года не изменилось по сравнению с декабрем 2013 г., но ухудшилось по сравнению с мартом предыдущего года.

Преобладающая часть населения по-прежнему предпочитает хранить сбережения в рублях, однако доля этой группы сокращается — с 73% в марте 2013 г. до 64% в феврале 2014-го. Доля опрошенных, предпочитающих хранить сбережения в иностранной валюте, за названный период увеличилась с 15 до 22%. Вместе с тем, отмечают аналитики ФОМ, эти изменения соответствуют тенденциям, наблюдавшимся на протяжении прошлого года.

Предпочтения респондентов относительно формы хранения сбережений остаются достаточно стабильными. В феврале 2014 г. 44% опрошенных выбрали банковский вклад, еще 25% респондентов — комбинированный способ (часть в банке, часть наличными), и только 17% предпочитают хранить накопления в наличной форме, что на 4 п.п. меньше, чем в декабре прошлого года.

Потребительский настрой

В феврале 2014 г. замедлилось снижение индекса потребительских настроений (ИПН), наблюдаемое с середины 2013 г. Оценки как текущей, так и ожидаемой ситуации не изменились по сравнению с декабрем, но оставались ниже показателей начала 2013 г.

Значение индекса составило 95 пунктов, но если в III и IV кварталах 2013 г. снижение составляло по 2 пункта, то теперь индекс снизился на 1 пункт.

Стоит ознакомиться с пояснением ФОМ, что для расчета ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуа­ции на потребительском рынке. Он вычисляется как разница между долями положительных и отрицательных ответов плюс 100. Значения ИПН выше 100 говорят об оптимизме потребителей, ниже 100 — о низкой склонности к потреблению. Таким образом, склонность к потреб­лению продолжила снижение, только замедлилась.

Среди частных компонентов ИПН возросли оценки текущего и будущего изменения личного материального положения — на 4 и 3 пункта, до 87 и 100 пунктов соответственно. При этом индекс крупных покупок снизился на 5 пунктов, до 102, оценка перспектив развития страны в ближайший год опустилась на 3 пункта, до 92, аналогичная оценка с пятилетней перспективой осталась на уровне предыдущего квартала — 96 пунктов.

Обратим внимание, что хотя индекс крупных покупок по-прежнему указывает на благоприятность их совершения, но с самым большим его относительным снижением среди других частных оценок. Это, пожалуй, самый тревожный сигнал — реальные кризисы начинаются с падения больших трат домохозяйств. И конечно, внушает тревогу сохранение превалирующего пессимизма относительно перспектив развития страны на горизонт пяти лет — серьезный срок для характеристики нынешнего умонастроения россиян.

Не зря Центробанк тратится на такие исследования. Видно, в том числе и это исследование фонда «Общественное мнение» помогло ЦБ сделать неприятные корректировки прогноза по росту ВВП на нынешний и последующие годы и усомниться в том, что целевой уровень роста потребительских цен на этот год удастся сохранить.