Зарубежные интернет-покупки дороже 150 евро обложат пошлиной

| статьи | печать

Минэкономразвития согласовало с Правительством РФ порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-покупок на уровне 150 евро за одну посылку. Об этом сообщил глава министерства Алексей Улюкаев в интервью агентству «Прайм». Авторы инициативы полагают, что новые ограничения помогут победить серых импортеров. По мнению правозащитников, принимаемые меры не что иное, как борьба с западными интернет-гигантами, которым российские интернет-магазины проигрывают конкуренцию. Объем трансграничных покупок за прошлый год ­увеличился в два раза, в то время как весь российский рынок электронный торговли стал больше на 50%

Напомним, что в настоящее время получать посылки из-за рубежа без уплаты таможенных пошлин можно, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одного месяца в адрес одного получателя, не превышает 1000 евро, а их общий вес менее 31 кг. Если эти требования не выполнены, товары облагаются пошлиной в размере 30% таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

В октябре прошлого года Федеральная таможенная служба предложила ввести десяти­процентную таможенную пошлину с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазинами. Действующий сбор, по мнению ведомства, не покрывает всех расходов службы, связанных с обработкой посылок.

«У нас были разногласия о цене отсечения, но в итоге согласовали цифру в 150 евро. Были предложения более радикальные, с нашей точки зрения, избыточные», — сообщил А. Улюкаев. Таким образом, порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-покупок будет установлен на уровне 150 евро за одну посылку.

Ограничения увеличат продажи российских онлайн-продавцов

Среди организаций, поддерживающих изменения лимита, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в состав которой входят ведущие интернет-ретейлеры России. Как пояснил в ходе онлайн-конференции на портале Finam.ru исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин, новый порог ограничит работу серых импортеров, которые сейчас пользуются лазейкой в российском законодательстве и не платят таможенных пошлин и налогов в России. Ввозимые из-за рубежа товары не проходят ни процедуры сертификации, ни таможенной очистки, ни валютного контроля. А покупателям они не гарантируют соблюдения законодательства о защите прав потребителя.

Кроме того, новые правила будут стимулировать игроков к локализации бизнеса. Россия входит в пятерку стран, которые наиболее привлекательны с точки зрения потенциала рынка интернет-торговли. Крупные зарубежные игроки это прекрасно понимают и не откажутся от работы с российскими клиентами, но будут вынуждены конкурировать с отечественными игроками на равных условиях. «В конечном итоге выиграет потребитель: игроков станет больше, конкуренция усилится, как следствие, сервис улучшится, ассортимент расширится, цены на товары снизятся», — заключил В. Жигулин.

Противоположной точки зрения придерживается председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков: «Пошлина в размере 30%, с учетом того, что придется еще проходить усложнившуюся процедуру растаможки, является запретительной. Отечественные ретейлеры при ввозе товара в страну уплачивают таможенные пошлины в несколько раз меньше, на отдельные позиции нулевые, и имеют возможность проходить растаможку на партии товара. Потребители будут вынуждены отказаться совсем от покупок в зарубежных интернет-магазинах, пользоваться услугами посредников или идти и переплачивать отечественным ретейлерам, обогащая владельцев этих ­компаний».

Против нововведений выступил и генеральный директор компании Shopfans Петр Шарапов. По его словам, меры по снижению лимита на беспош­линный ввоз импорта, которые задумывались как способ борьбы с серыми схемами по ввозу в Россию гаджетов, в первую очередь скажутся не на нерадивых предпринимателях, а на рядовых потребителях. «Большинство потребителей, которые заказывают товары за рубежом, — средний класс, который научился делать покупки по Интернету за границей, вместо того чтобы ходить в торговые цент­ры. За последние ­три-четыре года созрела достаточно большая аудитория. В основном это молодые семьи, мамы со средним доходом, которые планируют семейный бюджет исходя из цен в западных магазинах, а не российских», — подчеркнул П. Шарапов. Он уточнил, что коммерческих поставок не так много, и проходят они, как правило, по другим ­каналам.

Как показывают опросы, отказываться от зарубежного интернет-шопинга россияне пока не собираются. По данным УК «Финам Менеджмент», около 1% клиентов зарубежных интернет-магазинов в случае введения ограничений готовы перейти к закупкам в российских онлайн-магазинах, остальные же намерены любыми способами обходить налоги и запреты. «Имеются в виду такие меры, как заказ через посредника, просьба к продавцу занизить стоимость товара при отправке, заказы на родственников и друзей», — уточнила Екатерина Силакова, управляющий активами УК «Финам Менеджмент». По ее словам, даже при дополнительных затратах на посредников или оплату нового налога цена товаров в зарубежных онлайн-магазинах в разы меньше цены их аналогов, представленных в России. Поэтому шопинг за границей продолжает быть крайне привлекательным для отечественного потребителя.

Электронная коммерция станет больше еще на четверть

Трансграничные покупки являются самым быстрорастущим и одновременно самым непрозрачным сегментом оте­чественного рынка электронной коммерции. По данным АКИТ, по итогам 2013 г. объем трансграничной торговли составит 100—120 млрд руб., что в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. При этом весь российский рынок элект­ронной торговли за прошлый год увеличился почти на 50% — до 500 млрд руб.

По прогнозу генерального директора торговой площадки Molotok.ru Романа Кузьмина, по итогам 2014 г. отечественный рынок электронной коммерции вырастет еще на 20—25%. При сохранении подобных темпов развития уже к 2018 г. рынок имеет отличные шансы превратиться в один из лидирующих в России.

Значительного притока покупателей в онлайн-магазины эксперты ожидают за счет регионов, в частности за счет малых городов со слабо развитыми рынками. «В местных офлайн-магазинах представлен ограниченный по сравнению с интернет-магазинами ассортимент. Особенно это касается одежды, обуви и товаров для детей. Кроме того, интернет-магазины стараются конкурировать со своими офлайновыми коллегами в облас­ти цено­образования, и зачастую цена у онлайн-продавца ниже, чем у традиционного ретейлера. Все это способствует активному перемещению покупателей во Всемирную паутину», — пояснил «ЭЖ» директор по продажам «СПСР-Экспресс» Эдвин ­Луканов.

Специалисты считают, что доля онлайн-продаж в России в ближайшие годы будет стремиться к показателям стран с развитой дистанционной торговлей. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в общем объеме розничного товарооборота доля онлайн-торговли не превышает 2%. Согласно ряду прогнозов, в среднесрочной перспективе объем онлайн-продаж потребительских товаров вырастет в 2,5 раза, что в свою очередь может увеличить долю электронной коммерции в общем объ­еме розничного товарооборота до 3,5%. В развитых странах данный показатель уже значительно выше и в среднем составляет около 10%.

Развитие розничной онлайн-торговли в России тормозят устаревшая система логистики и низкое качество почтовых услуг. Кроме того, для полной реализации своего потенциала отечественной онлайн-торговле не хватает хорошо развитой сис­темы электронных ­платежей.

к сведению

Китайские интернет-магазины торгуют подделками

По информации Министерства коммерции КНР, в первые три квартала прошлого года в Китае было заведено 234 000 дел по факту нарушения прав интеллектуальной собственности и выпуска контрафактной продукции с общей стоимостью поддельных товаров порядка 398 млн долл. Как следует из сообщения Государственного управления по делам интеллектуальной собственности КНР, основные нарушения фиксируются в сфере онлайн-продаж, причем все более широкое распространение это явление получает при международной ­торговле.

«Подделывается все — начиная от одежды, продуктов питания и компьютеров и заканчивая билетами на экскурсионные туры, причем повсеместно — и в цент­ральных районах, и на периферии. Понятно, что в эпоху бума интернет-продаж именно эта сфера и попадает под удар в большей степени, — рассказал „ЭЖ“ Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult. — Здесь недостаточно убрать из продажи сомнительные товары, необходимы тщательные проверки предпринимательской дея­тельности непосредственно продавца. А для этого требуется четкий механизм реагирования на подобные случаи со стороны правительства, а также эффективные законы, запрещающие распространение контрафакта».

Представители Государственного управления по делам интеллектуальной собственности КНР отмечают, что преступления в сфере онлайн-торговли становятся все более организованными, а потому труднее раскрываемыми. Тем не менее в ближайшее время правительство намерено начать ряд кампаний с применением решительных мер наказания в отношении производителей и продавцов пиратских копий. Так, с начала следующего года планируется начать тесное сотрудничество с онлайн-платформами по продаже лекарственных препаратов. Кроме того, Госсовет КНР принял решение выпустить публичный черный список недобросовестных производителей и продавцов контрафактной продукции. Представитель Министерства коммерции КНР Яо Цзянь заявил, что штрафные санкции в случае незаконного использования товарного знака будут увеличены до 3 млн юаней (более 494 000 долл.).