Четко обозначился стагнирующий тренд

| статьи | печать

Очередной анализ состояния делового климата в оптовой торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», проведенный по результатам ежеквартального опроса Росстатом около 3000 руководителей торговых организаций, выявил падение деловой активности в этом секторе торговли в IV квартале минувшего года. Каких-либо весомых изменений в состоянии делового климата аналитики ЦКИ не ожидают раньше II квартала текущего года.

Анализ состояния делового климата оптовых организаций России позволил экспертам ЦКИ констатировать, что данный сегмент экономики завершил 2013 г. в рамках четко обозначенного стагнирующего тренда. Интенсивность и характер отраслевых процессов свидетельствуют об отсутствии в IV квартале должного компенсационного импульса, способного внести оживление и нейтрализовать отрицательную динамику с учетом сезонной корректировки, ключевых операционных показателей.

Распространение негативных явлений выразилось в замедлении роста основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), который рассчитывается в процентах как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с преды­дущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем квартале. После полугодового стоя­ния на отметке +6% в II и III кварталах 2013 г. в IV квартале индекс направился в сторону понижения. В результате, если еще в I квартале 2013 г. ИПУ составлял +7%, то по итогам года его значение опустилось до +5%, оказавшись в диапазоне одних из самых низких значений посткризисного периода.

Аналитики отмечают, что значения ИПУ, рассчитанные для оптовых организаций, стратифицированных по видам реализуемой продукции, не только раскрывают сущность сформировавшейся динамики в секторе, но и косвенно подтверждают причины торможения роста российской экономики в целом и ее потребительского сегмента в частности.

Завершающий акцент в динамике развития сектора обусловлен совокупной инерцион­ностью конъюнктурообразующих элементов, которые с традиционным лагом все-таки настигли сектор, убеждены эксперты ЦКИ. Известно, что одна из специфичес­ких особенностей данных организаций заключается в более позднем реагировании на детерминирующие конъюнктурные изменения в реальном секторе экономики, особенно в части потребительского поведения домашних хозяйств, являющихся конечным звеном в схеме распространения реализуемых товаров. В результате оптовые организации вслед за розничным сегментом испытали действие затухающего потребительского мультипликатора, в течение года подтачивающего динамику роста рыночной экономики в целом.

В частности, значения ИПУ, рассчитанные для организаций, стратифицированных по видам реализуемой продукции, свидетельствуют о нетрадиционном для IV квартала ослаб­лении деловой активности оптовых фирм, занятых поставками социально значимых товаров. Прежде всего, это касается оптовых структур, реализующих автомобильные детали, узлы и принадлежности (индекс предпринимательской уверенности снизился до +4%), пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия (+7%), бытовые электротовары, радио- и телеаппаратуру (+2%), парфюмерию и косметику (+5%), бытовую мебель, напольные покрытия (–1%).

Эксперты отмечают, что данный факт следует считать одним из знаковых моментов обследования, так как на фоне традиционно замирающего в зимний период производственно-технического сегмента спрос со стороны потреб­ления в предновогодний период оставался ведущим активатором в формировании благоприятного делового климата.

Таким образом, учитывая новообразованную тенденцию, влияющую на развитие оптовых фирм, эксперты ЦКИ пришли к мнению, что по итогам 2013 г. оптовая торговля уверенно вошла в разряд секторов, охваченных действием болезненного «потребительского вируса».

Рассматриваемый период с точки зрения динамики основных показателей они оценивают скорее как неблагоприятный. Несмотря на точечное замедление снижения относительно III квартала объемов продаж в натуральном выражении и товарооборота, значения данных показателей сохранились в отрицательной зоне. Основополагающим фактором, обусловившим полученные результаты, как и в предшествующих перио­дах 2013 г., аналитики считают отсутствие положительных изменений в спросовой ситуации — в IV квартале в организациях продолжалась тенденция сокращения портфеля заказов. Причем в анализируемом периоде доля предпринимателей, свидетельствовавших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составляла 60%.

В основе кадровой политики в IV квартале и в течение 2013 г. в целом прослеживалось сокращение персонала. В частности, в конце года около четверти руководителей организаций продолжали увольнения сотрудников. Однако, несмотря на фиксируемые отрицательные темпы данного показателя, эксперты ЦКИ не расценивают данный факт однозначно. Они обращают внимание, что как в анализируемом периоде, так и кварталами ранее, наряду с отмечаемой тенденцией, доля организаций, в которых наблюдалось увеличение персонала, была практически тождественна (23% респондентов). В результате отраслевой характер кадрового изменения вновь отличился вялотекущими коррективами численности, продиктованными особенностями складывающейся конъюнктуры.

Учитывая наблюдаемые изменения, у оптовиков, убеждены аналитики, сохраняется масса причин «включать» различные аспекты экономии, так как финансовая сторона вопроса оценивалась большинством респондентов негативно. Так, если предпринимателям по итогам года удалось хотя бы частично уменьшить темпы сокращения прибыли, то реабилитировать обеспеченность фирм собственными финансовыми ресурсами не удалось. Проблемы усугублялись, в том числе и главенствующим лимитирующим фактором — «высокий уровень налогов», негативное влияние которого усилилось и по итогам 2013 г. его фиксировали уже 58% руководителей против 54% в начале года.

Отрицательная динамика ряда вышеназванных показателей в разрезе товарных групп полностью соответствовала общей тенденции развития оптовой торговли — в большинстве видов реализуемой продукции также отмечалось продолжение снижения значений совокупнос­ти показателей.

Названные и другие разноплановые издержки, затрудняющие развитие, остались неизменными составляющими в формировании цены реализации товаров. Вместе с тем инфляционный фон в течение всего 2013 г. был подвержен частым колебаниям. Так, в течение года оптовики не раз вносили порой радикальные ценовые коррективы в прайс-листы, пытаясь сгладить оказываемое воздействие со стороны конъюнктуры. Например, в середине года, несмотря на общеэкономическую сезонную тенденцию ускорения инфляции, особенно вследствие летнего увеличения тарифов, цены на реализуемые товары в оптовых организациях по сравнению с началом года заметно снизились. Балансовое значение цены реализации (разность долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение значения показателя по сравнению с предыдущим кварталом) составило +48% против +54% в I квартале. В результате зафиксированное значение стало одним из самых низких в ретро­спективной динамике цены реализации. Подобный спад инфляционной волны наблюдался лишь в разгар кризисных явлений 2009 г., когда предприниматели использовали любые методы для поддержания своего бизнеса на рынке. В то же время уже в III квартале, напротив, пришлось наблюдать резкий подъем отпускных цен — балансовое значение цены реализации по сравнению с II кварталом возросло с +48 до +54%.

Данная тенденция была продолжена предпринимателями и в IV квартале. Задействуя ценовую составляющую в качестве рычага, компенсирующего снижение прибыли, оптовики наращивали цены. В результате по итогам года инфляционный фон цен реализации достиг своего годового максимума — балансовое значение показателя увеличилось до +56%.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, 2013 г. для оптовиков оказался одним из самых трудных за последние несколько лет посткризисного развития. Очевидно, что наблюдаемая динамика главных отраслеообразующих показателей оставляет желать лучшего. Несмотря на то что руководители организаций на протяжении всего года отчаянно пытались приспособиться к макроокружению, им не только не удалось реа­лизовать заявленные в 2012 г. планы, но и сохранить достигнутые результаты. В целом полученные итоги дея­тельности оптовой торговли, являющейся неотъемлемой составляющей российской экономики, вполне логичны, заключает глава ЦКИ.

Оценивая возможные перспективы развития данного сегмента в экономическом пространстве 2014 г., прежде всего, по его мнению, следует учитывать массу негативных явлений и, как следствие, новообразования различных конъюнктурных осложнений, вызывающих сомнения относительно скоротечного восстановления, что особенно важно в свете произо­шедшего замедления темпов рос­та экономики в 2013 г. Учитывая, что первые месяцы 2014 г. сектор будет характеризоваться традиционным сезонным ослаблением деловой активности большинства участников торговых отношений, что подтверждается и пессимистичными ожиданиями респондентов, каких-либо значимых изменений в состоянии делового климата раньше, чем по итогам II квартала 2014 г., ожидать не следует. Однако, считает Г. Остапкович, необходимо выделить как минимум две ключевые парадигмы, в рамках которых сектор ждет тот или иной расклад. Первая касается развития ситуации на потребительском и, как следствие, розничном рынке, вторая — основных количественных и качественных показателей экономики, задающих траекторию движения в целом.

Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли, реализующих отдельные группы товаров, балансы*, %

Сфера оптовой торговли

IV кв. 2012 г.

II кв. 2013 г.

IV кв. 2013 г.

Автотранспортные средства

8

5

8

Автомобильные детали, узлы и принадлежности

10

5

4

Сельхозсырье и живые животные

15

9

8

Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия

7

8

7

Бытовые электроприборы, радио- и телеаппаратура

4

3

2

Парфюмерные и косметические товары

2

7

5

Фармацевтические и медицинские товары

7

10

10

Бытовая мебель, напольные покрытия

7

0

–1

Топливо

5

4

5

Руды и металлы

7

6

6

Лесоматериалы, строительные материалы

9

7

7

Химические продукты

11

7

3

Машины и оборудование

10

6

8

* Баланс — разность долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), или разность долей респондентов, отметивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в отчетном квартале.

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ