Торговля может утратить роль драйвера роста

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в последнем квартале прошлого года снизился на 5 п.п., оставшись, правда, в позитивной зоне (+3%). Это самый скромный результат за последние 4,5 года обследований Росстата. Эксперты заговорили о том, что торговля, возможно, стала утрачивать роль локомотива, поддерживающего наш экономический рост.

Для текущего состояния делового климата отрасли стало характерно ухудшение предпринимательских оценок, отразивших конъюнктурные изменения, происходившие в торговле в течение всего текущего года. Причем оценки директорского корпуса показывают, что снижение деловой активности розничных организаций приобрело довольно масштабный характер.

Так, одним из негативных трендов в развитии компаний стало резкое замедление темпов роста заказов на поставку товаров, что привело к снижению балансового значения этого показателя относительно III квартала на 8 п.п. (до +1%).

Заложники спроса

Вслед за просадкой спроса последовало внушительное сокращение объема продаж и товарооборота (балансы оценок изменения этих показателей снизились с +4 в III квартале до –7 и –6% соответственно).

Следует отметить, что вслед за общим спадом российского потребительского рынка к концу года изменилась и структура потребления россиян. Наряду с замедлением продаж в непродовольственной сфере значительно снизились объемы реа­лизации продовольственных товаров, что в пик предновогодней активности выходит за рамки обычного для данного сезона тренда.

Обращает на себя внимание дальнейшее понижение предпринимательских настроений относительно развития спросовой ситуации на I квартал 2014 г. Учитывая традиционную постновогоднюю паузу в деловой активности всех участников торгового процесса, руководители ожидают дальнейший спад спроса и, соответственно, объема продаж и товарооборота в целом.

В то же время другой важнейший индикатор — численность занятых — не отреагировал на складывающуюся конъюнктуру, сохранив отрицательные темпы снижения на уровне III квартала.

Таким образом, общий событийный фон определил для ретейлеров участь заложников в сложившейся экономической ситуации, что не позволило им избежать существенных финансовых потерь. Значения основных финансовых показателей деятельности розничных организаций продолжили снижаться. При этом самой сложной оказалась ситуация с прибылью в торговых фирмах. Наметившаяся в III квартале отрицательная динамика данного показателя в конце года набрала обороты, в результате чего данный параметр продемонстрировал одно из худших значений за последние четыре года обследований.

Неутешительными оказались и ожидания респондентов на I квартал наступившего года (порядка 20% предпринимателей готовятся к уменьшению доходности своих организаций).

«Искусственные двигатели» уходят в прошлое

В целом в прошлом году, по оценке директора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгия Остапковича, именно данный сегмент экономики был одним из крупнейших работодателей, производителей и в то же время потребителей доходов россиян.

Тем не менее последний квартал прошлого года для сектора розничной торговли оказался не самым благоприятным: надежды на появление фундаментальных точек роста, основанных прежде всего на стабильных мак­роэкономических показателях, не оправдались. Потребительский спрос, обес­печивающий поддержку рознице, в течение года отличался неустой­чивостью и непостоянством и при малейших колебаниях не раз отбрасывал достигнутые положительные результаты в область отрицательных значений.

К сожалению, в отличие от пред­шествующих посткри­зисных лет сложившаяся в IV квартале ситуация, по мнению ученого «Вышки», отличается не только масштабом, но и возможными последствиями для формирования годовой динамики экономического развития реального сектора экономики России.

С одной стороны, разнообра­зие негативных факторов, обостряющих восприятие потре­бителями происходящих конъюнктурных изменений в течение года, провоцировало нарастание определенных настроений, не способствующих повышению динамики потреб­ления. С другой — наблюдаемый спад потребительской активности, длительное время подогреваемый заемным капиталом, стал логической развязкой сложившейся ситуации, с последующим резким ухудшением делового климата в отрасли.

«Можно предположить, что мы являемся свидетелями возможного начала серьезных изменений в движущих силах российской экономики, заключающихся в избавлении от ига „искусственных двигателей“, поддерживающих ее рост. Вмес­те с тем одной из главных опасностей этого периода является риск погружения в общесистемную стагнацию, где перестают работать даже классические факторы поддержки (один из ее элементов — потребительский спрос — дает о себе знать уже сейчас). Закредитованность населения, по крайне мере в кратко- и среднесрочной перспективе, может сыграть с розничной торговлей злую шутку, заключающуюся в переходе домохозяйств на сберегающую модель поведения. В результате коренные преобразования в структуре потребления могут привести к изменению ландшафта всего розничного рынка и сопряженных с ним организаций, а следовательно, внести коррективы в экономику в целом», — делает вывод руководитель ЦКИ.

В краткосрочном периоде, согласно прогнозам экспертов ВШЭ, преодолеть негативную динамику большинства показателей в отрасли не удастся. Неоднозначные перспективы глобальной экономики, в конечном счете определяющие состояние делового климата, как оте­чественной экономики в целом, так и розничной торговли в частности, на данном этапе вызывают большую настороженность. Слабый ритм реаль­ного сектора и изменения в структуре потребления, возможные последствия ужесточения мер административного регулирования делают спорными будущие сценарии развития розничной торговли в 2014 г.