Как выделить операционный и отчетный сегмент: изучаем IFRS 8

| статьи | печать

Стандарт IFRS 8 «Операционные сегменты» обязаны применять компании и консолидированные группы компаний, акции которых котируются на открытом рынке или готовятся к размещению. Одной из целей его разработки являлась помощь пользователям их отчетности, чтобы они могли определить факторы риска различных сегментов, «частей» бизнеса, проанализировать прибыльность сегмента, возможности роста. И решить, делать инвестиции в это предприятие или продать поскорее его акции. Для самих же корпораций стандарт полезен тем, что позволяет руководству и собственникам оценить, насколько продуктивно работает то или иное направление их бизнеса.

Операционный сегмент

Понятие операционного сегмента приведено в п. 5 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н). Операционный сегмент — это компонент бизнеса:

  • осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов. Кстати, операционный сегмент может осуществлять такие виды деятельности, которые на данный момент не приносят дохода, например операции по вводу в эксплуатацию;
  • результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения. Отметим, что понятие «ответственное лицо, принимающее операционные решения» обозначает функцию, а не должность руководителя. Основная функция состоит в выделении ресурсов и оценке результатов деятельности. Ответственное лицо, принимающее операционные решения, может быть как одним лицом (финансовый/управляющий директор), так и группой лиц (совет директоров, комиссия).
  • по которому имеется дискретная (распределенная на сегменты) финансовая информация.

Характеристики, указанные в п. 5 IFRS 8, могут относиться к двум или более частично перекрывающим друг друга группам компонентов, за которые отвечают менеджеры. Такая структура иногда упоминается как матричная форма организации. Например, в некоторых предприятиях одни менеджеры отвечают за различные линии продукции и услуг на мировом уровне, а другие — за определенные географические области. Руководитель, принимающий операционные решения, регулярно рассматривает операционные результаты обеих групп компонентов, и финансовая информация также предоставляется по обеим группам. В такой ситуации предприятие должно, исходя из основного принципа, определить, какой комплект составляет операционные сегменты (п. 10 IFRS 8).

Напомним, основной принцип IFRS 8 сформулирован в п. 1 этого стандарта: «Предприятие должно раскрывать информацию, позволяющую пользователям его финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет предприятие, и экономической среды, в которой оно ведет свою деятельность».

Не каждый вид деятельности может являться операционным сегментом. В частности, к сегментам не относятся (п. 6 IFRS 8):

  • отделы, деятельность которых носит непроизводительный характер. Например, головной офис корпорации;
  • планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности;
  • права, возникающие по договорам страхования.

Отчетный сегмент

Предприятие должно отдельно отражать в годовой и промежуточной финансовой отчетности информацию о каждом отчетном сегменте, который был выделен или сформирован в результате объединения двух или более операционных сегментов и превышает количественные пороговые значения (п. 11 IFRS 8).

Критерии объединения операционных сегментов в отчетный

Два или более операционных сегмента могут быть агрегированы в один операционный сегмент, если такое объединение совмес­тимо с основным принципом IFRS 8, и сегменты обладают схожими экономическими особенностями.

Критериями агрегирования могут быть (п. 12 IFRS 8):

  • характер продуктов и услуг. Например, в многопрофильной сельскохозяйственной компании в отчетный сегмент можно объединить выращивание овощных культур и производство кормов;
  • характер процессов производства (к примеру, транспортные и складские услуги можно объединить в отчетный сегмент);
  • тип клиентов для их продуктов и услуг;
  • методы, используемые для распределения продуктов или оказания услуг;
  • характер нормативно-правовой среды. Например, банковский сектор, страхование или коммунальные предприятия.

Количественные пороги

Отчетный сегмент должен соответствовать какому-либо из следую­щих количественных порогов (п. 13 IFRS 8):

  • его заявленный доход должен составлять десять или более процентов совокупного дохода, внутреннего и внешнего, всех операционных сегментов;
  • абсолютная сумма его заявленного в отчетности дохода или убытка должна составлять десять или более процентов суммы, которая является большей из следующих величин в абсолютном выражении: совокупный заявленный в отчетности доход по всем неубыточным операционным сегментам и совокупный заявленный в отчетности убыток всех убыточных операционных сегментов;
  • его активы составляют десять или более процентов совокупных активов всех операционных сегментов.

Если совокупная внешняя выручка, заявленная в отчетности операционными сегментами, составляет менее 75% дохода предприятия, должны быть выделены дополнительные операционные сегменты как отчетные сегменты (даже если они не удовлетворяет критериям, изложенным в п. 13), пока, по крайней мере, 75% дохода предприятия не будут приходиться на отчетные сегменты (п. 15 IFRS 8).

Пример 1

В компании «Альфа» существует несколько производств, доля в общей выручке которых представлена в таблице.

№ п/п

Операционный сегмент

Доля выручки, %

1

Изготовление опалубки

51

2

Транспортные услуги

5

3

Изготовление металлических опор

16

4

Ремонт изношенного оборудования

13

5

Гарантийный цех

1

6

Складские услуги

7

7

Вывоз отходов

7

Итого

100

Выделить в отчетный сегмент необходимо операционные сегменты № 1, 3, 4 в связи со схожестью производственного процесса. Общий процент выручки будет составлять 80%, что свыше 75%. Также можно объединить сегменты транспортные услуги и складские услуги в связи со схожестью технологического процесса, при этом сумма их выручки будет больше десятипроцентного порога (5% + 7%).

Операционные сегменты, которые не соответствуют ни одному из количественных порогов, могут считаться отчетными и раскрываться отдельно, если руководство полагает, что сегментная информация была бы полезна для пользователей финансовой отчетности (п. 13 IFRS 8).

Для формирования отчетного сегмента предприятие может объединить информацию об операционных сегментах, которые не соответствуют количественным порогам, с информацией о других операционных сегментах, которые также не соответствуют количественным порогам. Но это возможно только в том случае, когда операционные сегменты обладают схожими экономичес­кими особенностями и отвечают большинству критериев объединения, предусмотренных п. 12 IFRS 8 (п. 14 IFRS 8).

Приведем пример определения отчетных сегментов исходя из данных по выручке, прибыли и стоимости активов.

Пример 2

Совет директоров компании «Альфа» получает ежемесячные отчеты о деятельности пяти существенных операционных направлений бизнеса. Имеется соответствующая финансовая информация:

Операционное направление

Выручка за год, закончившийся 30.09.2013, млрд руб.

Прибыль/убыток за год, закончившийся 30.09.2013, млрд руб.

Активы на 30.09.2013, млрд руб.

А

18 000

3300

7000

Б

13 000

1000

5500

В

1000

-2000

3500

Г

500

150

200

Д

2000

400

400

Центральное подразделение

0

0

6000

Итого

34 500

2850

22 600

Сегменты «А» и «Б» являются отдельными отчетными сегментами, так как у каждой из них выручка превышает 10% от совокупной выручки компании (выручка компании «А» 18 000 млрд руб. > 3450 млрд руб. (34 500 млрд руб. х 10%). Выручка компании «Б» 13 000 млрд руб. > 3450 млрд руб.). Дальнейший анализ по ним не требуется.

Сегмент «В» также является отдельным отчетным сегментом, несмотря на то, что его выручка (1000 млрд руб.) меньше 10% совокупной выручки компании. В отчетный сегмент мы выделяем его потому, что его активы (3500 млрд руб.) превышают 10% (2260 млрд руб. (22 600 млрд руб. х 10%)) совокупных активов всех операционных сегментов.

Сегменты «Г» и «Д» рассматриваются как единый сегмент. Они не удовлетворяют требованиям к размеру выручки и активов, но их прибыль — 550 млрд руб. (150 + 400) составляет более 10% совокупной прибыли прибыльных сегментов. То есть более 4850 млрд руб. (3300 + 1000 + 550). Таким образом, операционные сегменты «Г» и «Д» являются единым отчетным сегментом.

IFRS 8 не устанавливает максимального количественного предела отчетных сегментов. Однако в п. 19 этого документа сказано, что «…как только количество сегментов, которые являются отчетными сегментами в соответствии с п. 13—18, превысит десять, предприятию следует рассмот­реть вопрос о возможном достижении практического предела.» Иначе сегментная информация может стать чрезмерно детализированной.