Недовольные пациенты готовы увеличить «серые» платежи

| статьи | печать

В этом году значительно увеличилось число недовольных качеством медицинских услуг. К такому выводу пришли исследователи качества оказания медицинской помощи в государственных и частных медицинских учреждениях. Специальное исследование «Индекс здравоохранения РФ — 2013» проводили комитет «ОПОРЫ России» по здравоохранению и отраслевое отделение по медицинским услугам «Деловой России» совместно с ВЦИОМ.

Результаты исследования были озвучены на четвёртой общероссийской конференции «Частное здравоохранение: состояние и перспективы развития».

Исследование проводилось в 46 регионах России. Было опрошено1600 респондентов, средний возраст которых составил от 25 до 60 лет. Опрос проводился по стандартной выборке ВЦИОМ, где обычно 26% составляют пенсионеры, 23% — рабочие, 16% — служащие без высшего образования, 40% — служащие со средним специальным образованием, 24% — со средним, 30% — с высшим и незаконченным высшим.

По данным проведённого опроса, за минувший год 71% респондентов пользовался услугами медицинских учреждений, и 39% опрашиваемых обращались к частной медицине. Чуть менее половины опрашиваемых (43%) остались недовольны качеством оказываемых услуг в государственных учреждениях, при этом абсолютно недовольных было насчитано лишь 16%, а полностью довольных и вовсе 4%. Стоит учитывать, что в число опрошенных вошло также 28% людей, вовсе не обращавшихся в государственные учреждения здравоохранения.

Количество недовольных пациентов частных клиник оказалось значительно ниже недовольных государственными структурами — всего 12%. При этом абсолютно недовольных оказалось 2%, что в четыре раза меньше аналогичного показателя по государственному сектору. Довольных пользователей частной медицины насчитали 27%, абсолютно довольных — 7%, что также превышает аналогичный показатель по государственным услугам. Большая часть респондентов выразила готовность участвовать в так называемых соплатежах. То есть 20% людей готовы официально доплачивать за медицинскую помощь более высокого качества, чем та, которую они получают по ОМС. Сумма, которую респонденты готовы официально доплачивать в течение года, составила более 16 000 руб. Размер средней суммы, которую респонденты готовы доплачивать в разовом порядке, составил от 1000 до 5000 руб.

Средняя сумма взятки, доплачиваемой многими опрошенными персоналу государственных клиник для получения качественных «бесплатных» услуг, составила 2643 руб. Правда, столь щедрых пользователей качественной медицины оказалось меньше. Категорически отказалось участвовать в доплате аж 32% опрошенных. Таким образом, исследование подтвердило: в стране резко увеличился процент недовольных бесплатной медициной и, соответственно, возрос спрос на «серые» схемы и нелегальные доплаты.

«Цифры говорят о том, что негосударственное здравоохранение состоялось, — констатировал участник конференции, первый проректор НИУ Высшей школы экономики Лев Якобсон. — Развитие негосударственного сектора сегодня — уже не только умножение ресурсов, но и привнесение в отечественное здравоохранение конкурентных начал, менеджмента, нового видения и идей».

Президент Стоматологической ассоциации России Владимир Садовский сообщил, что 65% населения получают платную стоматологическую помощь. В стоматологии, где частная практика получила наибольшее развитие, свыше половины профессионалов работают в частном секторе.

На конференции состоялось обсуждение раздела проекта дорожной карты, посвященной здравоохранению, где был предложен комплекс мер по развитию негосударственной сферы здравоохранения. Проект дорожной карты сегодня находится на согласовании в государственных ведомствах и предложен для широкого обсуждения медицинскому сообществу.

Модератор конференции, председатель Комитета по социальным вопросам МГО «ОПОРЫ России», президент Ассоциации частных клиник Александр Грот высказался за то, что «при разработке стандартов, контролирующих качество оказания медицинских услуг, необходимо обсуждать изменения в системе здравоохранения, оценивать риски и учитывать накопленный положительный опыт работы частных клиник».

«Сейчас законопроект о ГЧП уже прошел первое чтение в Государственной Думе, готовится ко второму, в результате появился заместитель министра, отвечающий за государственно-частное партнерство. Это положительная динамика, которая говорит об открытости и желании министерства сотрудничать с частным здравоохранением», — подтвердил вице-президент Национальной медицинской палаты, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Дорофеев.

В рамках конференции также поднимались вопросы подготовки кадрового состава для работы в частном секторе здравоохранения, в связи с чем поступили предложения внести в вузовские программы новое направление подготовки специалистов по менеджменту, что, по мнению экспертов, должно качественно улучшить сервис в сфере оказания медицинских услуг.

Однако главенствующее место в обсуждении занял вопрос медицинского страхования: ожидания и перспективы ОМС и ДМС в 2014 г. Опираясь на результаты проведенного исследования, которые показали желание пациента доплачивать за качество медицинской помощи, участники конференции обсудили возможности унификации и модернизации существующей модели страхования.

Алексей Серебряный, член правления Ассоциации частных клиник Москвы, выступил за «свободное перемещение пациента», индивидуальный выбор клиники или врача, добавив, что «решать проблему нужно не сверху, а снизу».

«Модель страхования здравоохранения должна выглядеть привлекательно для бизнеса, но в то же время необременительно для пациента», — заявил Дмитрий Попов, первый заместитель генерального директора, директор по ДМС ОАО СК «Альянс».