Самый единый и самый Верховный: центр судебной власти переедет в Питер вместе с новым судом

| статьи | печать

После одобрения «рамочных» поправок в Конституцию РФ об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов президент представил на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента более конкретные положения. 21 ноября в Госдуму внесены три законопроекта, ­содержащих поправки в законодательство о судебной системе, а также регламентирующих деятельность нового единого Верховного суда и ­порядок его формирования.

Хронология рассмотрения депутатами Госдумы поправок в основной закон страны, внесенных Президентом РФ в парламент, уместится на одном листе (см. также «ЭЖ», 2013, № 40, с. 07, № 25, с. 07). В начале октября текст законопроекта «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был внесен в Госдуму, а уже в конце нояб­ря одобрен депутатами. Дискуссии в парламенте шли, но особого энтузиазма в них не ощущалось. Было понятно, что закон примут, и объединение судов — неизбежная перспектива.

Центр судебной власти переместится в Санкт-Петербург

Когда упомянутый законопроект о поправках в Конституцию был внесен в парламент, главным аргументом против него стала неконкретность. В документе, например, не было указано, что же произойдет после объединения с арбитражными судами, что станет с обзорами судебной практики ВАС РФ, наработанными за годы его существования и многое другое.

Теперь, после того как парламентарии и Совет Федерации согласились с поправками как таковыми, в Госдуму поступили еще три законопроекта, конкретизирующих суть предстоящей реформы:

  • законопроект № 390470-6 «О Верховном Суде Российской Федерации»;
  • законопроект № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“»;
  • законопроект № 390479-6 «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“».

Первым из трех законопроектов, и, кстати, самым объемным, регламентирован статус, полномочия и состав будущего единого Верховного суда РФ. ­После упразднения ВАС РФ этот суд станет высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Осуществлять свою деятельность единый ВС РФ будет в Санкт-Петербурге, как и Конституционный суд РФ. В то же время законопроектом предусмотрено создание представительства Верховного суда в Москве «в целях обеспечения постоянной связи ВС РФ с иными органами государственной власти РФ, а также содействия в осуществлении ВС РФ своих полномочий».

Конкретная дата начала осуществления единым Верховным судом РФ своих полномочий в городе Санкт-Петербурге будет установлена Президентом РФ по согласованию с Верховным судом.

Возглавлять новую судебную инстанцию будет председатель, срок полномочий которого, как и сейчас, не будет ограничен предельным возрастом пребывания в должности судьи. Назначаться на этот пост председатель сможет неоднократно сроком на шесть лет. Назначение осуществит Совет Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

В состав единого Верховного суда войдут 170 судей. Внутренняя структура суда будет следующей:

■ председатель;

■ первый заместитель председателя;

■ заместители председателя;

■ Президиум;

■ Пленум;

■ судебные коллегии.

Судебных коллегий в едином Верховном суде будет семь:

■ апелляционная коллегия;

■ судебная коллегия по административным делам;

■ судебная коллегия по гражданским делам;

■ судебная коллегия по уголовным делам;

■ судебная коллегия по экономическим спорам;

■ судебная коллегия по делам военнослужащих (вместо нынешней военной коллегии);

■ дисциплинарная коллегия (вместо Дисциплинарного судебного присутствия, являющегося отдельным судебным органом, в состав которого избираются судьи Верховного и Высшего арбитражного судов РФ). В составе каждой судебной коллегии будут председателем суда формироваться судебные составы из судей ВС РФ сроком на три года.

Закон о Верховном суде РФ, за исключением положения о ­составе суда, должен вступить в силу по истечении шести месяцев после вступления в силу поправок в Конституцию, преду­сматривающих упразднение ВАС РФ и образование единой судебной инстанции — ВС РФ.

Кассационные, апелляционные и арбитражные суды субъектов не тронут

Объединенный Верховный суд РФ будет являться правопреемником действующих Верховного и Высшего арбитражного судов, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Вопреки распространенным опасениям, арбитражные суды федеральных арбитражных округов, апелляционные арбит­ражные суды и арбитражные суды субъектов упразднены не будут. В соответствии со ст. 1 законопроекта «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» они по-прежнему будут входит в систему судов РФ.

По общему правилу, судьи нового Верховного суда будут назначаться на должность в том же порядке, что и сейчас. Однако для первого состава судей вновь сформированной судебной инстанции порядок предусмотрен особый. Один из внесенных президентом законопроектов — № 390479-6 — как раз устанавливает порядок отбора кандидатов на должнос­ти судей единого Верховного суда и порядок и размеры выплаты компенсаций судьям и сотрудникам аппаратов обоих судов, которые не будут назначены на соответствующие должности в новой судебной инстанции или ее аппарате.

Судьям сдавать квалификационный экзамен не придется

Конкурсный отбор кандидатов будет проходить не на все должности судей в новом суде. Например, судьи апелляционной коллегии ВС РФ в этот список не вошли.

Для отбора кандидатов на должности судей единого Верховного суда РФ будут созданы Специальная квалификационная коллегия и Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ. Обеспечение деятельности указанных коллегии и комиссии предлагается возложить на Судебный департамент при действующем ВС РФ, поскольку закон об отборе кандидатов на должности судей, в отличие от закона о самом Верховном суде, вступит в силу одновременно с соответствующими поправками в Конституцию РФ.

Специальная квалификационная коллегия и Специальная экзаменационная комиссия должны быть созданы не позднее одного месяца со дня вступ­ления в силу закона об отборе кандидатов на должности судей ВС РФ.

В состав Специальной квалификационной коллегии войдут 27 членов коллегии: по одному представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и от всех общероссийских общественных объединений юрис­тов. Остальные 24 члена коллегии, являющиеся судьями, будут избраны советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов, по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей ­субъектов Российской ­Федерации.

Специальная экзаменационная комиссия будет состоять из 11 членов комиссии. В нее войдут три члена комиссии, избранные общероссийскими общественными объ­единениями юристов, и восемь судей, избранные советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей ­субъектов Российской ­Федерации.