1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 11964

Взаимодействие с налоговой инспекцией: правила меняются

Многие компании на практике сталкиваются с необходимостью представлять в налоговую инспекцию те или иные документы. Причем истребовать документы инспекторы могут как у самого налогоплательщика, так и у его контрагентов. Иногда эти требования кажутся налогоплательщикам неправомерными, и тогда возникают судебные споры. С 2014 г. правила истребования документов налоговиками и правила представления документов налогоплательщиками существенно изменятся. Рассказываем о новшествах, а заодно напоминаем действующие правила.

Если налоговый инспектор требует документы

Механизмы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, заложенные в части первой НК РФ, предусматривают, что последние по требованию инспекции обязаны представить при выездной налоговой проверке (а в отдельных случаях — и при камеральной, а также вне проведения проверки) копии документов (ст. 88, 93, 93.1 НК РФ).

Кроме того, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе на основании ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового конт­роля.

При камеральной проверке истребование документов законодатель четко ограничивает нормами ст. 88 НК РФ. Перечислим их.

1. В ходе камеральной налоговой проверки могут быть выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. В этом инспектор сообщает налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Обратите внимание: пояснения, но не документы (п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. С 2014 г. при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

3. С 2014 г. при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

4. С 2015 г. при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа. Такое требование содержится в новом п. 8.2 ст. 88 НК РФ, введенном Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ).

5. С 1 января 2014 г. при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы эти показатели до и после их изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

6. Налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

8. При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Дополнительные документы — на усмотрение налогоплательщика

Пункт 4 ст. 88 НК РФ уточняет: налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

С 2014 г. согласно новой редакции упомянутого пункта налогоплательщик в ходе камеральной проверки сможет по своему усмотрению представить в инспекцию документы и в случае изменения показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка.

Посредники будут представлять развернутую информацию по НДС

С 2015 г. появится еще один случай, когда в рамках камеральной проверки декларации НДС налоговая инспекция вправе будет истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, отраженным в декларации. Этот случай предусмотрен п. 8.1 ст. 88 НК РФ и касается следующего нового порядка представления отчетности по НДС.

Участники посреднических сделок (договоров поручения, комиссии или агентирования) должны будут представлять сведения налоговому органу об операциях, произведенных в рамках этих договоров, развернуто:

— посредник — плательщик НДС на основании нового п. 5.1 ст. 174 НК РФ будет включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении его посреднической деятельности (помимо данных об остальной деятельности);

— посредник, не являющийся плательщиком НДС или освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемый налоговым агентом, в случае выставления и (или) получения им счетов-фактур в рамках посреднических договоров обязан будет представить в налоговые органы по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). В связи с этим указанные лица начиная с 2014 г. должны будут вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);

— принципал, комитент, доверитель в своих налоговых декларациях по НДС отражают все сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

Важно!

Все налогоплательщики (и налоговые агенты) с 2014 г. представляют налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора элект­ронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Если при камеральной проверке таких деклараций и журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур участников посреднических сделок выявятся противоречия между сведениями о соответствующих операциях либо несоответствия сведений об этих операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим участником сделки, и, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган будет вправе (с 2015 г.) истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к посредничес­ким операциям (см. п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Дополнительно отметим, что также с 2015 г. проверяющие из налоговой инспекции получат право доступа на территорию налогоплательщиков не только в ходе выездных, но и при камеральных проверках деклараций по НДС, если в декларации заявлено право на возмещение налога или в декларации, содержащей сведения о посреднических операциях, выявлены вышеописанные несоответствия (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).

Обратите внимание!

С 30 июля 2013 г. налоговый орган вправе вне рамок проведения налоговых проверок истребовать документы и/или информацию по любой конкретной сделке у ее участников или иных лиц, располагающих необходимыми документами (информацией). При этом налоговый орган должен обосновать свой запрос (п. 2 ст. 93.1 НК РФ, п. 2 ст. 24 Закона № 134-ФЗ). До указанной даты инспекция была уполномочена запрашивать в подобных случаях только информацию, но не документы.

Во второй части НК РФ ст. 165 устанавливает порядок подтверждения права на получение возмещения при обложении НДС по налоговой ставке 0%, также предполагающий представление налогоплательщиком соответствующих документов.

Передача документов на бумажном носителе в настоящее время производится в виде копий (ст. 93, 93.1, письмо Минфина России от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1).

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Это определено п. 2 ст. 93 НК РФ. Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов должно быть оформлено инспекцией по форме, установленной письмом ФНС России от 08.10.2010 № АС-37-2/12931@ (ред. от 25.05.2011) «О направлении рекомендуемых форм Уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов и Актов о противодействии проведению налоговой проверки».

Забирать у налогоплательщика оригиналы документов ИФНС может только по основаниям и в порядке ст. 94 НК РФ «Выемка документов и предметов».

Ответственность налогоплательщика

За непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах ст. 126 (ч. 1) предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Если налогоплательщик не только не представил документы, но и отказался представить имеющиеся у документы по законному запросу налогового органа или иным образом уклонялся от представления таких документов либо представил докумен­ты с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит 10 000 руб.

За неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ штраф установлен ст. 129.1 Кодекса. Он составляет 5000 руб. При повторном в течение календарного года аналогичном нарушении штраф возрастет до 20 000 руб.

Статья 15.6 КоАП РФ предусматривает административный штраф за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Для граждан штраф установлен в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Памятка для бухгалтера

Бухгалтеру очень важно хорошо знать нормы ст. 88, 93, 93.1 НК РФ, касающиеся истребования и представления документов, так как в этой сфере права налогоплательщиков постоянно нарушаются.

Перечислим основные правила.

1. При выездной проверке ИФНС передает налогоплательщику требование о представлении документов. Оно может быть передано лично руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если такими способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

С 30 июля 2013 г. в случае направления требования по почте, оно направляется налоговым органом:

— налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

— налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

— налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (п. 5 ст. 31, введенный Законом № 134-ФЗ).

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Отправка отсканированных копий документов по электронной почте законом не предусмотрена.

3. Представляемые копии документов должны быть заверены налогоплательщиком. Нотариального заверения копий налоговая инспекция требовать не может (см. также письмо Минфина России от 07.12.2009 № 03-04-05-01/886).

4. Срок представления документов при выездной налоговой проверке составляет десять рабочих дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. Пять рабочих дней НК РФ отводит налогоплательщику на представление затребованных объяснений в рамках камеральной проверки, но не выездной.

5. Порядок истребования документов при встречной проверке таков: налоговый орган, осуществляющий проверку налогоплательщика, направляет поручение об истребовании до­кументов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета контрагента; налоговый орган по месту учета контрагента направляет ему требование о представлении документов, прилагая копию поручения об истребовании документов (информации); контрагент проверяемого лица в течение пяти рабочих дней со дня получения представляет документы в свою ИФНС или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

6. При запросе документов (информации) по конкретной сделке вне проведения камеральной или выездной проверки требование о представлении документов (информации) должно быть исполнено в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок налоговый орган должен быть уведомлен, что лицо, которому адресовано требование, не располагает такими документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Количество истребуемых документов, к сожалению, не ограничено. Главное условие — чтобы они все были связаны с предметом проверки. На вопрос организации о правомерности предъявления налогоплательщику при проведении выездной налоговой проверки требования о представлении в течение пяти дней копий 153 000 документов по всем налогам Минфин России письмом от 01.02.2007 № 03-02-07/1-30 ответил только, что дней должно было быть не пять, а десять, а само количество документов не противоречит законодательству. Учитывая, что документ может быть многостраничным, да еще и копия каждого документа должна заверяться, положение налогоплательщика может оказаться очень сложным.

Суды никогда не отказывали налоговым инспекциям в праве истребовать любое число документов, однако, когда при количестве более 1000 штук налогоплательщик не успевал изготовить их к сроку, большой объем работ суды иногда расценивали как смягчающее обстоятельство при привлечении к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов. В этом случае штраф снижался как минимум вдвое на основании п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ (см. например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2009 по делу № А55-4292/2008).

Есть в НК РФ еще одна «зацепка» для тех, кто не успевает подготовить копии в срок. Это возможность (больше все же теоретическая) срок увеличить. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, нужно письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в обычные сроки документов с указанием причин и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может их представить. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (п. 3 ст. 93 НК РФ, письмо Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336).

Копия документа согласно разделу 2 ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.98 № 28, воспроизводит информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, но не имеет юридичес­кой силы.

Юридическую силу копии придает заверение.

Порядок заверения копий документов юридическими лицами определен ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст (п. 3.26), и Указом Президиума ВС СССР от 04.08.83 № 9779-X (ред. от 08.12.2003) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (п. 1). Указ применяется при заверении документов, выдаваемых контрагентам, по аналогии закона (ст. 6 ГК РФ).

При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения; печать. На копии делается отметка о том, что подлинный документ находится в организации, ее выдавшей.

В таком виде копия заменяет оригинал как в гражданском обороте, так и для целей налогообложения (см. письма Минфина России от 01.09.2011 № 03-01-11/4-288, от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Минфин России подчеркивает, что исходя из положений ст. 93 Кодекса, должна быть заверена каждая копия документа, а не подшивка этих документов (письма от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374). Солидарны в этом с министерством и арбитражные суды (см. например, постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).

Копии должны изготавливаться не на черновиках, а на чистых листах. Иначе, даже будучи заверенными, они не приобретают юридической силы. Дело в том, что в этом случае их нельзя будет рассматривать как копии. Выше мы привели определение ГОСТа: копия воспроизводит информацию подлинного документа. Из нее нельзя ничего убирать и добавлять тоже не следует. На это Минфин в свое время уже обращал внимание налогоплательщиков (см. письмо от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35).

Судебная практика по спорам, связанным с истребованием документов (таблица)

Реквизиты
судебного
решения

Исковое
требование

Решение

Примечания

Отказные определения ВАС РФ

В пользу налоговых органов

от 27.09.2013 № ВАС-13236/13 по делу № А73-11693/2012

О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании недействительными решений налогового органа

Налоговики, направляя поручения об истребовании документов (информации), действовали в пределах полномочий, предоставленных НК РФ

Налогоплательщик не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов действиями ИФНС

от 27.08.2013 № ВАС-10836/13 по делу № А57-12674/2012

О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу об отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ

Действия ИФНС по истребованию документов, необходимых для осуществления налогового контроля, правомерны

В пользу налогоплательщиков

от 15.11.2012 № ВАС-8834/12 по делу № А12-13971/2011

О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу об отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ

Операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налого­обложения), не носят характер льготы, налоговики не вправе истребовать у налогоплательщиков первичные документы, подтверждающие совершение таких операций

от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012

О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа

Истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера налоговых обязательств

Постановления ФАС

Волго-Вятского округа

от 09.08.2013 по делу № А82-12445/2012

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности предпринимателя и касающихся деятельности общества, в отношении которого налоговая проверка не проводилась, не является основанием для привлечения к ответственности

Налоговики направили обществу требование о представлении документов по сделкам с предпринимателем — контрагентом общества. Оно представило не все истребованные документы, поэтому налоговый орган принял решение о привлечении общества к ответственности

от 09.09.2013 по делу № А82-1776/2012

О признании частично недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Непредставление документов в срок, установленный за пределами срока налоговой проверки, не может рассматриваться как правонарушение, выявленное в ходе данной проверки

ИФНС оштрафовала налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов

от 10.06.2013 по делу № А43-19534/2012

О признании недействительным требования налогового органа и незаконными действий налогового органа по направлению поручения об истребовании документов (информации)

Требование удовлетворено. Налоговики не доказали, что запрошенная информация касается финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и каким-либо образом может быть использована при проведении его проверки

ИФНС направила налогоплательщику требование о представлении в пятидневный срок документов, необходимых для налоговой проверки

от 13.04.2012 по делу № А43-19840/2011

О признании незаконными действий ИФНС, выразив­шихся в истребовании документов у лиц, не являющихся контрагентами налогоплательщика и не располагающих сведениями о нем

В удовлетворении требования отказано. Налоговики действовали в пределах своих полномочий; факт нарушения прав и законных интересов налогоплательщика не доказан

Налогоплательщик счел, что запрашиваемые ИФНС сведения о сделках его контрагентов содержали данные, не касающиеся его деятельности и составляющие коммерческую тайну

от 05.09.2011 по делу № А82-6967/2010

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено в части. Налоговый орган не доказал факт наличия у налогоплательщика истребуемых документов

Налоговики доначислили НДС, а также взыскали штраф и пени за непредставление налогоплательщиком в установленный срок истребованных документов

от 18.06.2013 по делу № А11-2161/2012

О признании частично недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Установлено, что у налогоплательщика нет обязанности по представлению документов, необходимых для проведения налоговой проверки, в период ее приостановления

По результатам выездной проверки налоговики привлекли налогоплательщика к ответственности за непредставление в установленные сроки истребованных документов

от 10.06.2013 по делу № А43-18174/2012

О признании незаконным предъявленного налоговым органом юридичес­кому лицу требования о представлении документов

Требование удовлетворено. ИФНС не доказала, что запрошенная информация касается финансово-хозяйственной деятельности контрагента, может характеризовать его и быть использована при проверке

В рамках проведения налоговой проверки контр­агента налоговики направили компании требование о представлении документов, касающихся деятельности данного контрагента

от 16.10.2012 по делу № А39-474/2012

О признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате налогоплательщику представленных подлинников документов и других полученных в ходе налоговой проверки документов

В удовлетворении требования отказано. Налогоплательщик пропустил срок исковой давности по истребованию документов ввиду приос­тановления налоговой проверки, не указал реквизиты документов и не доказал факт их передачи налоговому органу

Налогоплательщик заявил, что по окончании проверки налоговики не вернули ему спорные подлинники

от 22.06.2012 по делу № А29-8136/2011

О признании недействительным требования налогового органа

Требование удовлетворено. Оспариваемое требование не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ, незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению документов, нарушает его права и законные интересы

ИФНС направила налогоплательщику требование о представлении в пятидневный срок (со дня получения данного требования) документов, необходимых для налоговой проверки

от 07.06.2012 по делу № А29-7947/2011

О признании недействительным требования налогового органа

Требование удовлетворено. Оспариваемое требование не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ, незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению документов, нарушает его права и законные интересы

Налоговики направили налогоплательщику требование о представлении документов в связи с возникшей необходимостью получения информации о его деятельности при проведении мероприятий налогового контроля

Восточно-Сибирского округа

от 27.07.2011 по делу № А78-343/2011

О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за непредставление в установленный срок документов

Суд правомерно удовлетворил требование, поскольку в период приос­тановления проверки налогоплательщик не обязан представлять истребованные документы

от 13.08.2013 по делу № А10-2526/2012

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Непредставление обществом (контрагентом проверяемого налогоплательщика) документов и сведений, непосредственно не связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика, не образует состав правонарушения, установленный ст. 129.1 НК РФ

Общество привлечено к ответственности за непредставление истребуемых налоговым органом карточек бухгалтерских счетов

от 02.04.2013 по делу № А19-18809/2012

О признании незаконными решений налогового органа

В удовлетворении требования отказано. Документы по требованию ИФНС заявитель представил частично, сообщение о невозможности представления оставшихся документов не направлял

Оспариваемыми решениями заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление истребуемых документов

от 14.03.2013 по делу № А10-2228/2012

О признании недействительными решения и требования налогового органа, об обязании возвратить излишне уплаченный штраф

В удовлетворении требования отказано. Установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у общества возможности исполнить надлежащим образом требование о представлении документов в установленный срок, о наличии в его распоряжении запрашиваемых документов, а также об осознанном неисполнении требования ИФНС

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за непредставление запрашиваемых налоговиками документов при проведении камеральной проверки

от 25.02.2013 по делу № А10-2227/2012

О признании недействительными решения и требования налогового органа

Требование удовлетворено. Непредставление обществом по требованию налоговиков в рамках проверки иного налогоплательщика карточек аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами, предназначенных для систематизации и накоп­ления информации, обязательность ведения которых не установлена для целей налогообложения, не образует состава правонарушения, предусмот­ренного ст. 129.1 НК РФ

Общество привлечено к ответственности за неправомерное несообщение сведений, касающихся деятельности контрагента. На основании оспариваемого решения обществу выставлено требование об уплате штрафа

от 21.11.2012 по делу № А74-486/2012

О признании незаконным решения налогового органа

1) требование удовлетворено, поскольку налоговый орган необоснованно исключил понесенные обществом расходы из налоговой базы;
2) требование удовлетворено в части начисления штрафа, поскольку факт несвоевременного представления истребуемых налоговым органом документов установлен, однако обществом часть документов, которые не были запрошены налоговым органом, представлена добровольно

Обстоятельства: оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за: 1) неуплату НДС и налога на прибыль организаций; 2) непредставление в установленный срок истребуемых документов

от 27.09.2012 по делу № А19-3375/2012

О признании незаконным решения налогового органа

В удовлетворении требования отказано, поскольку документы по требованию налогового органа обществом в установленный срок не представлены, сообщение о невозможности представления данных документов не направляло

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за неправомерное несообщение сведений, которые должны быть сообщены налоговому органу

от 25.09.2012 по делу № А19-4626/2012

О признании незаконным решения налогового органа

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за непредставление сведений, которые должны быть представлены налоговому органу

В удовлетворении требования отказано, поскольку общество требование налогового органа о представлении документов не исполнило в установленный законом срок, при этом сообщение о невозможности представления документов обществом не направлялось

Дальневосточного округа

от 13.09.2013 № Ф03-4082/2013 по делу № А51-396/2013

О признании недействительным решения налогового органа

В удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган правомерно истребовал первичные документы; общество имело запрошенные документы и могло представить их в установленный в требованиях срок

Налоговым органом общество привлечено к ответственности по пункту 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок, установленный в требованиях о представлении документов, договора и товарных накладных

от 21.01.2013 № Ф03-6318/2012 по делу № А73-3214/2012

О признании недействительными решений о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, о продлении срока рассмотрения материалов проверки

В удовлетворении требования отказано. Истребованная налоговым органом информация необходима для проверки факта реальности совершения налогоплательщиком операций с названным им контрагентом

В связи с установлением завышения НДС, предъявленного к возмещению, на основании акта камеральной проверки, возражений и документов заявителя приняты оспариваемые решения

Западно-Сибирского округа

от 11.10.2013 по делу № А27-391/2013

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено, поскольку отсутствует состав правонарушения, истребуемые документы не относятся к первичным документам, подтверждающим право на применение вычета по НДС

Налоговики привлекли налогоплательщика к ответственности в виде взыскания штрафа за непредставление документов

Московского округа

от 09.09.2013 по делу № А40-149427/12-140-1074

О признании недействительным решения налогового органа

В удовлетворении требования отказано, поскольку в силу действующего законодательства налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не преду­смотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов

Оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, налоговым органом истребованы документы

от 12.04.2013 по делу № А40-150203/10-118-891

О признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации)

Требование удовлетворено в части истребования подробного пояснительного письма, аналитической справки и договоров с контрагентами, поскольку налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов

от 13.12.2012 по делу № А40-45053/12-20-241

О признании незаконными требований налогового органа о представлении документов (информации)

Исковое требование удовлетворено. Оспариваемые требования не содержат сведений о выявлении ошибок в поданной обществом декларации, истребование запрошенных документов не предусмотрено законом

По мнению общества, истребование налоговым органом перечисленных в требованиях документов неправомерно.

от 06.09.2012 по делу № А40-5669/12-129-29

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом у общества были истребованы документы в целях подтверждения действительности и достоверности сведений, однако документы представлены не в полном объеме

Оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган необходимых документов

Поволжского округа

от 24.07.2013 по делу № А12-31579/2012

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено, поскольку непредставление в налоговый орган истребуемых документов в период приостановления выездной налоговой проверки не образует состава правонарушения

Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в связи с представлением истребованных налоговым органом документов с нарушением установленного срока

от 02.07.2013 по делу № А65-26189/2012

О признании недействительными решений, требования налогового органа

Требование удовлетворено, поскольку налоговым органом нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки в части извещения налогоплательщика о времени и месте принятия решения по акту проверки, кроме того, истребованные налоговым органом документы не связаны с исчислением налогов

По результатам камеральной проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых налоговый орган доначислил налог, начислил пени и штрафы, сославшись на непредставление налогоплательщиком документов, связанных с исчислением указанного налога

от 21.12.2012 по делу № А12-19805/2011

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено, поскольку при названных обстоятельствах в соответствии с положениями НК РФ налоговый орган не был вправе истребовать дополнительные документы

Оспариваемым решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу документов, затребованных в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС в подтверждение права на освобождение от налогообложения по заявленным операциям

от 20.12.2012 по делу № А49-2158/2012

О признании недействительным решения налогового органа в части начисления: 1) НДС, пеней, штрафа; 2) штрафа за непредставление документов в установленный срок

1) в удовлетворении требования отказано, поскольку условием освобождения от налогообложения является собственное производство работ;
2) требование удовлетворено, поскольку с учетом периодов приостановления налоговой проверки документы представлены в срок

1) ссылаясь на то, что работы выполнены общественной организацией инвалидов с привлечением третьих лиц, налоговый орган признал неправомерным неисчисление НДС по данной операции;
2) по мнению налогового органа, истребованные документы представлены несвоевременно

Северо-Западного округа

от 22.02.2013 по делу № А13-3596/2012

О признании недействительным требования налогового органа в части истребования документов

Требование удовлетворено. Оригиналы документов были переданы по акту проверяющим во время выездной налоговой проверки и находились в распоряжении сотрудников инспекции, доказательства возврата оригиналов документов на момент получения требования не представлены

Общество ссылается на неправомерное истребование у него копий документов, оригиналы которых переданы налоговой инспекции

от 21.02.2013 по делу № А13-3595/2012

О признании недействительным требования налогового органа в части истребования документов

Требование удовлетворено. Налоговики не представили доказательств возврата полученных им ранее оригиналов документов

Общество ссылается на неправомерное истребование у него копий документов, оригиналы которых переданы в ходе выездной проверки представителю налогового органа по акту

от 02.11.2011 по делу № А05-1759/2011

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Запрашиваемые документы не могут быть признаны той информацией, которую общество обязано представить в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений, истребованных налоговым органом

от 02.09.2011 по делу № А05-378/2011

О признании недействительными решения и требования налогового органа

Требование удовлетворено. Истребованные документы относятся к внутренним документам общества, не могут характеризовать его деятельность и повлиять на его обязанность по уплате налогов, факт надлежащего исполнения обществом обязанностей в спорном налоговом периоде подтвержден

Общество привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа за непредставление истребованных инс­пекцией документов

от 10.03.2011 по делу № А56-32621/2010

О признании недействительными решения налогового органа и об обязании возвратить банку уплаченную им сумму штрафа

Требование удовлетворено, поскольку налоговым органом истребовались документы, относящиеся к деятельности лица, не являющегося проверяемым налогоплательщиком, и в требовании не указано, в связи с какой деятельностью и какой конкретно сделкой запрашиваются документы, а также какое отношение они имеют к проверяемому налогоплательщику

Налоговый орган привлек банк к ответственности за неисполнение требования о предоставлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика

Северо-Кавказского округа

от 29.03.2013 по делу № А53-18441/2011

О признании незаконным решения налогового органа

Налоговый орган начислил налог на доходы физических лиц в связи с непредставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверен довод предпринимателя об отсутствии у него истребуемых документов — регистров налогового учета

от 06.02.2013 по делу № А15-1092/2012

О признании незаконными решений налоговых органов

Требование удовлетворено. Истребованные документы не имеют отношения к предмету проверки контрагента. Налоговики неверно квалифицировали действия общества по ст. 126 НК РФ, тогда как следовало применить ст. 129.1 НК РФ

Общество привлечено к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за отказ от представления документов, запрашиваемых при проведении налоговой проверки

Уральского округа

от 08.07.2013 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011

О признании недействительным решения налогового органа

В удовлетворении требования отказано. Освобождение операций зай­ма от обложения НДС в силу прямого указания закона носит характер налоговой льготы, в связи с чем налоговики правомерно истребовали у налогоплательщика в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие обоснованность применения данной льготы

Налогоплательщик привлечен к ответственности за непредставление истребованных документов, относящихся к операциям займа

от 02.07.2013 № Ф09-5773/13 по делу № А60-39870/2012

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Копии запрошенных документов у налогового органа имелись, необходимость представления оригиналов не подтверждена. Кроме того, законом не предусмотрена ответственность за непредставление именно оригиналов документов

Налогоплательщик привлечен к ответственности за непредставление подлинных документов, запрошенных при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля

от 17.04.2013 № Ф09-2470/13 по делу № А76-7662/2012

О признании недействительными решения налогового органа о привлечении к ответственности

В удовлетворении требования отказано. Обязанность по представлению документов, необходимых для налогового контроля, к установленному сроку не исполнена, доказательств наличия уважительных причин неисполнения не представлено

Налогоплательщик не представил первичные документы (товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения), посчитав, что они не относятся к предмету проверки

Центрального округа

от 30.07.2013 по делу № А64-5847/2012

О признании недействительным решения налогового органа

Требование удовлетворено. Установлен факт, что учетной политикой общества в проверяемый период не предусматривалось ведение регистров, общество представило иные документы, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля

Налоговики начислили штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление регистров аналитического учета

от 10.01.2013 по делу № А23-4950/2011

О признании недействительным решения налогового органа

Дело передано на новое рассмотрение. В судебных актах не приведено обоснований о необходимости представления заявителем поименованных в требовании документов и их относимости к предмету проверки, в акте и в решении ИФНС и в деле не содержится мотивов, свидетельствующих о причинах истребования у заявителя данных документов

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ

от 13.03.2013 по делу № А68-7198/12

О признании недействительным решения налогового органа об отказе в продлении сроков представления документов

В удовлетворении требования отказано. Установлен факт, что оспариваемое решение соответствует НК РФ и не возлагает на общество незаконные обязанности

Общество ссылается на то, что уведомило ИФНС о невозможности подготовить полный комплект документов в установленный срок в связи с большим объемом изготовления копий