1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1445

Наступает «ЭРА-ГЛОНАСС»

В декабре 2013 г. состоится запуск в постоянную эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Система обес­печит спасение жизней и сохранение здоровья. Заказчиком системы является Минтранс России. НП «ГЛОНАСС» определено решением Правительства России координирующим исполнителем проекта создания системы.

В презентации глобального проекта приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, исполнительный директор — директор Инновационного центра ОАО «Ростелеком» Павел Ройтберг.

«Основная задача системы ориентирована на повышение безопасности на дорогах, сохранение жизни людей. В России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет порядка 28 000 человек. Из них только 3% — в момент ДТП, а 56% — до прибытия в лечебное учреждение и оказания им квалифицированной медицинской помощи, — заявил А. Цыденов. — Правило „золотого часа“ не работает. Задействовать это правило — значит не только спасти многие тысячи наших сограждан, но и значительно минимизировать последствия травм для выживших, то есть снизить риски наступ­ления инвалидности. Вопрос — в оперативности оказания медицинской помощи».

В рамках работ по госконтракту с Министерством транспорта России НП «ГЛОНАСС» создало инфраструктуру и провело комп­лексные испытания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 60 регионах России (по состоянию на 1 октября 2013 г.). К 25 октября 2013 г. начнется полноценное рабочее тестирование масштабного продукта практически на всей территории страны.

«Фактически мы сейчас впереди планеты всей,— утверждает замминистра транспорта. — Подобные системы начали в свое время развиваться в Евросоюзе, Бразилии, но темпы развития там отстают. Мы начали чуть позже, но в итоге обо­гнали своих зарубежных коллег. И уже в этом году сдаем систему в опытную эксплуатацию». Такая же система будет внедряться в странах — членах Таможенного союза — в Белоруссии и Казахстане. Это предусмот­рено вступающим в силу в следующем году техническим рег­ламентом Таможенного сою­за «О безопасности колесных транспортных средств», действие которого начинается с января 2015 г. Он предусматривает обязательность оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС». «Подчеркну, что с этого срока формула обязательности касается только автомобилей нового типа, то есть новых моделей, которые уже будут конструктивно оснащаться рассматриваемыми терминалами. Это условие касается не только российских, но и иностранных производителей автотехники, поставляющих транспортные средства в Россию. Оно согласовано со всеми основными зарубежными производителями», — указал А. Цыденов.

При этом предусмотрено техническое и технологическое совмещение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с евросоюзовским аналогом — eCall. То есть когда eCall заработает в полном объеме, отечественная система сможет отслеживать российские транспортные средства и на территории Европы и, следовательно, оказывать их владельцам содействие в получении необходимой помощи.

Система работает следующим образом: при столкновении автомобилей сигнал об этом передается по сетям мобильной связи к оператору «ЭРА-ГЛОНАСС», который переадресовывает его в оперативную службу «112». В каждом бортовом устройстве (автотранспортном средстве) присутствует впаянная SIM-карта с повышенными эксплуатационными свойствами. Базового сотового оператора выбирает сам автопроизводитель на основании соответствующего конкурса. Но экстренный сигнал при аварии «цепляется» за любого из доступных операторов большой тройки. При этом сигнал идет в приоритетном порядке.

Данная система позволяет покрыть всю территорию страны, но только в регионах, где действует мобильная связь GSM. «Мы рассматриваем возможность в последующем создания связи в удаленных районах, не имеющих доступа к мобильной связи, через спутниковые системы. Такие технические решения находятся в стадии проработки. Здесь следует подчерк­нуть, что подавляющее число всех ДТП происходит там, где мобильная связь есть. Как правило, это зоны с большей концентрацией транспортных средств», — говорит А. Цыденов.

Терминалы (бортовое устройство) «ЭРА-ГЛОНАСС» уже разработаны. Стоимость одного — порядка 3000 руб. Массовое производство приборов начнется со II квартала следующего года. Причем производить их могут как в России, так и за рубежом. Уже несколько десятков компаний заявили о поддержке функций нашей системы. С 2015 г. при одобрении типа будут приниматься именно бортовые (стационарно устанавливаемые на транспортные средства) приборы. При этом потребитель может приобрести и навесное оборудование, но в базовом варианте система поставляется в комплекте с автомобилем.

А. Цыденов особо подчеркнул, что сама услуга передачи сигнала и обеспечения связи, включая мобильную связь, для потребителя бесплатна.

Следует сказать, что это один из самых «коротких» из глобальных интеллектуальных программ современной России. Проект был одобрен комиссией по модернизации экономики РФ в 2009 г. В этом году намечается запуск и опытная эксплуатация на большей части регионов РФ.

Немалая заслуга в реализации проекта принадлежит НП «ГЛОНАСС». «Мы участвуем в проекте как технологический консультант, — говорит президент некоммерческого партнерства А. Гурко, — и довольны работой всех своих партнеров». В реализации уникального проекта участвуют порядка 30 компаний. «Наверное, это единственный прецедент, когда все ведущие телекоммуникационные операторы объединили свои усилия для создания такой глобальной инфраструктуры», — подчеркнул руководитель парт­нерства.

Были также освещены технические детали проекта. Система позволяет автоматически определять место и время аварии, при этом информация о самом автомобиле записывается в профиль и стандартизирована в минимальном наборе данных. Эти данные передаются с транспортного средства либо в автоматическом режиме, либо в ручном, обрабатываются оператором системы и направляются далее в службу «112».

Среди отличий системы «ЭРА-ГЛОНАСС» от европейского аналога eCall, прежде всего, указано наличие резервного канала передачи информации через SMS. Предусмотрена также такая важная функция, как обратный голосовой вызов. Оператор имеет возможность связаться с пострадавшим для уточнения данных.

В системе заблаговременно заложено немало дополнительных функций, позволяющих в дальнейшем ее активную коммерциализацию. Среди доп­услуг — оценка тяжести ДТП, запись профиля ускорения, позволяющая определять тяжесть ДТП, что очень важно для страховых компаний, присутствует также возможность интег­рации с другими бортовыми системами транспортного средства, в первую очередь с подуш­кой безопасности. Помимо прочего, имеется функция самотестирования — самодиагностика терминала. Единая техническая политика, на основе которой разработан программный продукт, обеспечит единую картографию, а единые протоколы позволят системе стать базовой для осуществления проектов как государственных, так и корпоративных пользователей. Систематизируя дальнейшее расширение способностей «ЭРА-ГЛОНАСС», следует отметить три основных направления. Это реконструкция обстоятельств ДТП — сохранение данных о параметрах движения ТС до, во время и после ДТП, а также данных о параметрах, характеризующих состояние и историю работы систем транспортного средства до, во время и после ДТП, и предоставление сохраненной информации по запросу. Немаловажная задача — предотвращение ДТП — передача сообщений о чрезвычайных и опасных ситуациях от других участников дорожного движения, предупреждение опасных ситуаций посредством использования технологий связи «машина — машина» V2V. Третьим направлением является обес­печение унификации терминалов, в том числе с оборудованием мониторинга транспорта, систем сбора платы за пользование дорогами общего назначения, оборудованием контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографы), а также устройствами сбора платы за проезд в пассажирском транспорте.

«Мы рассчитываем, — говорит А. Гурко, — что „ЭРА-ГЛОНАСС“ станет базовой, в том числе для проектов, которые сейчас внедряются: сис­тем картографического конт­роля, отслеживания перевозок опасных грузов, взимания платежей на дорогах. С нашей точки зрения эта инфраструктура может использоваться для приложений, требующих большей надежности и широкого покрытия. Сейчас в рамках парт­нерства активно обсуждается бизнес-модель участия сервис-провайдеров, сотовых операторов в процессе дальнейшей коммерциализации инфраструктуры».

По его словам, в мире существует два принципа использования соответствующих инфраструктур. Это бразильская модель, реализуемая на основе VIN с привлечением сервис-провайдеров, и европейская, более разрозненная, когда решения по включению допуслуг принимаются в соответствии со спецификой отдельных государств. «Мы рассматриваем модель, которая позволит на основе единой инфраструктуры предоставлять услуги в интересах государства, корпоративных пользователей и частных автовладельцев через сервис-провайдеров. Это охранно-поисковые услуги, дистанционная диагностика, страховая телематика, информирования и оповещения, персональная навигация и многие другие функции. Сегодня это основной тренд в автомобилестроении, — рассказал специалист. — Единая инфраструктура на основе „ЭРА-ГЛОНАСС“ способствовала бы реализации единой технической политики при внедрении ведомственных и региональных систем мониторинга транспорта за счет решения проблем системного взаимодействия и снижения рисков дублирования усилий, а следовательно, неэффективных затрат, в том числе государственных».

Эффективность бизнес-модели придает новому продукту способность обеспечивать межсистемное взаимодействие, минимум дублирования, гармонизацию с международными системами. Государство получает растущий и конкурентный рынок, бизнес — снятие инфраструктурных барьеров, потребитель — качественные сервисы.

Судя по всему, основной коммерческий потенциал придется на долю мобильных операторов большой тройки. Об этом можно судить исходя из их реальных возможностей. Так, радио­покрытие федеральных трасс МТС составляет 82%, «МегаФона» — 75%, «Билайна» — 73%.

Помимо перечисленного проект привлекателен и относительной скромностью бюджета — суммарно 3,9 млрд руб. (затраты начиная с 2010 г.). Но главное, по самым скромным подсчетам, эксплуатация системы позволит ежегодно спасать жизни 4000 человек. Речь также идет о сокращении инвалидизации (необратимых увечий), снижении тяжести последствий ДТП и затрат на их ликвидацию. Оценочный ежегодный экономический эффект от реализации проекта к 2020 г. — 66,1 млрд руб.

Создание государственных навигационно-информационных систем — мировой тренд

Помощь при ДТП. Весь автотранспорт eCall (Евросоюз)

с 2015 г.

Охрана и поиск. Весь автотранспорт SIMRAV (Бразилия)

с 2013 г.

Помощь при ДТП. Весь автотранспорт «ЭРА-ГЛОНАСС» (Россия)

с 2014 г.

Помощь при ДТП. Весь автотранспорт ЭВАК (Казахстан)

с 2015 г.

Помощь при ДТП. Весь автотранспорт ЭРА-РБ (Беларусь)

с 2015 г.