1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1789

Экономисты в ГЛОНАСС не верят

Министерство экономического развития подготовило отрицательное заключение на проект постановления правительства, предусматривающий обязательное оборудование с 1 января 2011 г. транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов, системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. По мнению чиновников, реализация инициативы приведет к необоснованным расходам и избыточным административным ограничениям для транспортных компаний. Кроме того, к выполнению новых требований не готовы российская промышленность по производству средств навигации и нормативная правовая база.

Авторы инициативы полагают, что наличие навигационных систем необходимо для усиления контроля за транспортными средствами и объектами инфраструктуры с целью предотвращения террористических актов. В Минэкономразвития уверены, что простое подключение автомобилей к ГЛОНАСС не будет служить достижению этих целей. Чтобы повысить безопасность перевозок, транспортное средство нужно не только оснастить аппаратурой, но и подключить к государственным системам, позволяющим осуществлять мониторинг и двустороннюю связь.

Миллиарды необоснованных расходов

Очевидно, что владельцы машин понесут немалые издержки на закупку и установку необходимого оборудования. Каким будет эффект для государства и общества от этой инициативы, не ясно: в пояснительной записке к проекту постановления не представлены данные ни о повышении уровня безопасности на транспорте, ни о развитии отечественного производства навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно перечню видов транспортных средств (утвержден приказом Минтранса России от 09.03.2010 № 55) аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должны иметь автомобили категорий М2 и М3. К указанным группам относятся все транспортные средства, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения. «Очевидно, что такое правовое регулирование не учитывает обстоятельств эксплуатации транспортных средств (рейсовый автобус, транспортные средства, перевозящие пассажиров по территории предприятий, и т.п.). Кроме того, аналогичные транспортные средства могут использоваться гражданами и в личных целях», — заключают эксперты Минэкономразвития.

Согласно данным Министерства транспорта, на 14 октября в РФ зарегистрировано 900 000 транспортных средств категорий М2 и М3. По подсчетам экономического ведомства, затраты на приобретение, подготовку и установку на один автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, комплекта аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS составят от 20 000 до 25 000 руб. Таким образом, общая финансовая нагрузка на сектор пассажирских перевозок составит от 18 до 22,5 млрд руб.

В сегменте перевозок опасных грузов оборудовать системой ГЛОНАСС необходимо порядка 300 000 машин. Расходы на комплект аппаратуры спутниковой навигации для такого автомобиля составят от 15 000 до 20 000 руб. Общая финансовая нагрузка на сектор — от 4,5 до 6 млрд руб.

Эксперты Минэкономразвития предупреждают, что тратить средства на закупку оборудования будут не только коммерческие компании, но и муниципальные бюджеты. Согласно данным Минтранса, около 70 000 транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению системой навигации, находятся в муниципальной собственности. Так как сейчас система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS установлена на 30 000 таких автомобилей, затраты муниципальных бюджетов составят от 0,8 до 1,0 млрд руб.

Отметим, что при подсчетах чиновники не учитывали косвенные издержки, связанные с выполнением требований предлагаемого регулирования (например, оплата GPRS-трафика для систем, позволяющих отслеживать перемещение транспортных средств, приобретение соответствующей компьютерной техники, обучение персонала). Учитывая, что рентабельность пассажирского транспорта и так отрицательная (–16,4%, по данным на 2008 г.), увеличение затрат соответствующих отраслей приведет к снижению предпринимательской активности. Вместе с тем вырастут расходы бюджетов всех уровней, связанных с субсидированием пассажирских перевозок.

Минэкономразвития также недовольно тем, что в противовес приличным затратам, которые будут нести владельцы автомобилей, ответственность за невыполнение правил допуска транспорта к эксплуатации символическая — предупреждение или административный штраф в размере 100 руб. «Для того чтобы перевозчик понес расходы, сопоставимые с затратами на установку системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, он должен быть оштрафован не менее 250 раз за отсутствие такой системы, то есть привлекаться к ответственности каждый рабочий день в течение года», — подсчитали чиновники.

Из-за несоответствия размера наказания сумме необходимых затрат предприятия предпочтут подключению к системе оплату штрафов. По мнению представителей белорецкого отделения общественной организации «ОПОРА России», при таком раскладе конкурентное преимущество будет на стороне нелегальных перевозчиков, в то время как официальные транспортные компании будут вынуждены нести дополнительные затраты.

Предложение будет отставать от спроса

Велика вероятность того, что из-за дефицита навигационного оборудования выполнить требования постановления правительства не смогут и добросовестные компании. По данным Минтранса, оснастить системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS к 1 января 2011 г. необходимо 1,2 млн автомобилей. Одновременно, по оценкам экспертов, за все время работы системы ГЛОНАСС российские предприятия выпустили не более 100 000 таких приемников, которые в подавляющем большинстве использовались в целях обороны. К началу 2011 г. производственная мощность российских производителей по выпуску соответствующей навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS составит 300 000 систем в год.

При существующем объеме производства оснащение всего транспортного парка, предусмотренного проектом постановления, займет не менее четырех-пяти лет. «В условиях повышенного спроса на навигационное оборудование системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS существует большая вероятность значительного роста цен на него, хотя и в настоящее время такое оборудование стоит в 2—3 раза дороже навигационного оборудования системы GPS с аналогичными характеристиками», — опасаются в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.

Чиновники полагают, что неконкурентоспособность по стоимости может привести к замещению на рынке дорогого навигационного оборудования российских производителей дешевыми аналогами зарубежного производства, что минимизирует положительные эффекты для отечественных производителей. Дело в том, что для подтверждения соответствия навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предприятию нужно провести добровольную сертификацию. При этом до сих пор не установлены обязательные требования к системе, а также правила (методики) ее идентификации и проверки на соответствие предъявляемым требованиям.

Выходит, что любой зарубежный производитель в настоящее время может оперативно выйти на данный рынок со своим продуктом. Российские компании уступать позиции иностранным конкурентам не собираются. В рамках проекта ЭРА ГЛОНАСС руководство страны планирует оснастить навигационным оборудованием на базе ГЛОНАСС 100% транспортных средств в РФ, а это более 40 млн автомобилей, в том числе 8,1 млн единиц коммерческого транспорта. По оценке финансовой корпорации «Открытие», на сегодняшний день уровень проникновения систем спутникового мониторинга транспорта в России составляет около 3%. К 2014 г. эта цифра увеличится до 17% от коммерческого парка транспортных средств.

Количество автомобилей, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и объемы затрат на одно транспортное средство

Количество
транспортных
средств, ед.

Затраты на одно
транспортное
средство, по данным Минтранса России, руб.

Затраты на одно
транспортное средство,
по данным экспертов, руб.

Транспортные средства, осуществляющие
пассажирские перевозки серий М2 и М3

900 000

в том числе коммерческие

830 000

20 000—25 000

9000—50 000

в том числе муниципальные неоснащенные

40 000

20 000—25 000

9000—50 000

в том числе муниципальные оснащенные

30 000

Транспортные средства, используемые
для перевозки опасных и специальных грузов

300 000

15 000–20 000

9000—50 000

Источник: Минэкономразвития