Рост алкоголизма среди школьниц грозит демографической катастрофой

| статьи | печать

Каждый год 9 сентября, ровно в 9 часов 9 минут в разных странах мира звучит символический звонок, и это значит, что наступил День борьбы с фетальным алкогольным синдромом (ФАС), или фетальным алкогольным спектром нарушений (ФАСН). Так происходит с 1999 г. Обилие девяток не случайно, как напоминание того, что на все девять месяцев беременности женщины должны отказаться от алкоголя.

Различные мероприятия в этот день призваны напоминать про то, какой огромный риск для здоровья ребенка представляет собой пьянство будущей матери. Но многие девочки ни о чем таком ни знать, ни думать не желают. Это стремление не отягощать себя порождающими скорбь знаниями у девочек опять была отмечена и в этом сентябре в ФГБУ «ЦНИИОЗ» Минздрава России, где состоялось открытое заседание Международного координационного совета по профилактике вреда здоровья от алкоголя. Участники заседания констатировали очевидное снижение репродуктивного возраста женщин и рост алкоголизации девочек школьного возраста.

«Проведённые исследования демонстрируют тенденцию снижения возраста первого знакомства женщин с алкоголем, на сегодняшний день превосходящую по масштабам мужские показатели — заявила к.м.н., координатор Совета Елена Варавикова. — Молодые девушки рано встречаются с алкоголем, а контрмеры обществом не выработаны. В итоге стала возможной ситуация, когда во время беременности, чаще всего не запланированной, женщина не прекращает приём алкоголя, что отражается на росте патологического развития плода. У малышей, родившихся у матерей-алкоголичек, очень часто не происходит полного развития мозга, что впоследствии и отражается на постановке статуса ФАС. Целое поколение детей, ушедших на усыновление за границу, до 40%, имеют этот статус».

Первое научное описание нарушений у детей вследствие влияния алкоголя на плод было дано в начале 1970-х гг. в США. Там обследовали 127 детей, матери которых страдали алкоголизмом, и описали нарушения, часто встречавшиеся в этой группе. В 1973 г. были систематически описаны специфические особенности нарушений у детей, матери которых злоупотребляли алкоголем во время беременности. Тогда и родилось название этому специфическому паттерну нарушений — фетальный алкогольный синдром (ФАС). Это положило начало исследованиям и разработке специализированной помощи и профилактики в США и других странах. На сегодняшний день имеется значительное число научных и практических публикаций по данному вопросу, как в медицинской литературе, так и в смежных дисциплинах.

ФАС — это сочетание врождённых психических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребёнка и остаются у него на всю жизнь. ФАС — пожизненное нарушение, которое не проходит с возрастом. Оно является главной причиной нарушений умственного развития, которые можно предотвратить. ФАС включает аномалии в различных областях: мозговые аномалии и расстройства, связанные с деятельностью центральной нервной системы, включая неврологические аномалии, умственная отсталость, нарушения поведения, нарушения интеллекта или аномалии структуры мозга, пренатальный или постнатальный дефицит роста и веса.

Фетальный алкогольный синдром имеет синонимы: алкогольный синдром плода (АСП), алкогольная эмбриофетопатия, эмбриональный алкогольный синдром, фетальные алкогольные эффекты, Они объединяют различные как по сочетанию, так и по степени выраженности отклонения в психофизическом развитии ребёнка, причиной которых является употребление женщиной алкоголя до и во время беременности.

Близкий, но малораспространённый термин — матебремник (от поговорки «мать бремя кладет») — человек, получивший наркотическую предрасположенность (потребность в спиртном, предрасположенность к курению и др.) в период утробного развития.

Существуют специфические особенности строения лица и черепа при ФАС: короткая и узкая глазная щель, широкая плоская переносица, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа, микроцефалия, эпикантус, гипоплазия верхней или нижней челюсти, расщепление нёба, микрогнатия.

Наблюдаются также аномалии суставов, изменение рисунка ладонных складок, врождённые пороки сердца, аномалии наружных половых органов, капиллярные гемангиомы, нарушения тонкой моторики. Степень выраженности коррелирует с тяжестью алкоголизма матери.

Дети с ФАС отстают в росте и весе, имеют характерные особенности лица, могут иметь проблемы со слухом и зрением, с памятью и вниманием, хуже обучаться, не контролировать свои эмоции и поведение, часто совершать асоциальные поступки и вступать в конфликт с законом. Детям с ФАС могут требоваться специальные педагоги и обучение в специальных школах, всю жизнь они будут нуждаться в социальной защите и медицинском сопровождении.

Неизвестно, что влияет в большей степени на нарушение: количество, частота или время употребления алкоголя. Даже если дородовое воздействие алкоголя не приведёт к ФАС, врачи рекомендуют полностью воздержаться от спиртных напитков во время беременности. При меньших дозах алкоголя ребёнок может не проявлять все симптомы ФАС, но тем не менее страдать от нарушений фетального алкогольного спектра (ФАСН). Метаболизм человека изменяется при изменении характера питания в среднем через две — четыре недели. Под действием наркотических веществ возникает зависимость, которая может проявляться в разных формах, вплоть до абстинентного синдрома.

С тех пор, как в 1973 г. в обращение был введен термин «фетальный алкогольный синдром», осведомленность об этой проблеме возросла.

В Российской Федерации исследователи из Санкт-Петербургского университета и Государственного педагогического университета Нижнего Новгорода с 2003 г. работают над проектом предотвращения употребления алкоголя женщинами во время беременности.

Эта работа ведется в сотрудничестве с Центром медико-санитарных дисциплин Университета Оклахомы и финансируется национальными институтами здоровья и центрами по борьбе с болезнями и профилактике болезней США.

В рамках этого проекта проводится сбор данных с целью создания базы фактических данных для разработки стратегий профилактики, разрабатываются учебные материалы для общественности и врачей, а также проводится рандомизированное испытание в 20 учреждениях для тестирования мероприятий по профилактике среди женщин из группы риска. По словам научного руководителя Татьяны Балашовой, клиническое испытание будет завершено в следующем году.

Общее количество лиц, страдающих ФАС в России, точно неизвестно. В настоящее время норма потребления алкоголя в РФ является одной из самых высоких в мире и существенно превосходит тот уровень потребления абсолютного алкоголя в год, превышение которого представляет серьёзный риск для здоровья. Уровень употребления алкоголя женщинами детородного возраста также является высоким. Результаты исследования, которое проводится в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, уже показали, что большинство небеременных женщин употребляют алкоголь (86% в Санкт-Петербурге и 93% в Нижнем Новгороде и области), 20% беременных женщин также сообщили об употреблении ими алкоголя во время беременности.

Распространенность ФАС в российских домах ребенка составила в 2000—2009 гг. от 6 до 9%, что в несколько раз превышает число детей с синдромом Дауна. Обследование педиатрами 2352 детей в специальных сиротских приютах г. Москвы (83% от числа детей, находящихся в этих учреждениях) выявило 186 (7,9%) детей с ФАС.

Распространённость ФАС у живорождённых в США составляет от 0,2 до 2 на 1000, менее выраженные фетальные алкогольные эффекты встречаются гораздо чаще: 10 на 1000 живорождённых. В некоторых группах населения в США, где распространены традиции употребления алкоголя, распространённость ФАС составляет от 3,0 до 5,6 на 1000 живорождённых. В семьях, где есть один ребёнок с ФАС, у последующих детей заболевание встречается в 771 случаев на 1000 живорождённых. Если мать страдает алкоголизмом и продолжает употреблять спиртное во время беременности, то вероятность рождения ребёнка с ФАС у неё примерно 25—45%.

При обследовании детей в школах ФАС был диагностирован у 3,1 на 1000 учащихся. В странах с большим потреблением алкоголя и ограниченными знаниями о влиянии алкоголя на плод процент детей с ФАС может быть существенно выше. При обследовании детей в школах в Италии ФАС был выявлен в 3,7—7,4 случаях на 1000 детей, ФАСН в 23—41 случаях на 1000. Наиболее высокая распространенность в настоящее время была выявлена при обследовании детей в школах в Южной Африке: от 40,5 до 46,4 на 1000 детей 5—9 лет страдали ФАС.

В развитых странах возросшее за последнее время число новых случаев связывают скорее с повышением осведомленности и возросшим числом врачей, диагностирующих эту проблему, чем с ухудшением самой проблемы.

«По оценкам, по меньшей мере, 1 млн жителей этой страны страдает фетальным алкогольным синдромом, и примерно 5 млн человек имеют частичный фетальный алкогольный синдром и другие нарушения фетального алкогольного спектра. Это трагедия, ведь эти нарушения полностью предотвратимы», — говорит исследователь и специалист в области генетики человека Дэнис Вилджоэн (Denis Viljoen) из Кейптауна, столицы Западной Капской провинции Южной Африки.

«Нарушение фетального алкогольного спектра является самым распространённым врождённым пороком в Южной Африке, гораздо более распространённым, чем синдром Дауна и дефекты нервной трубки», — говорит Вилджоэн. Он ещё в 1997 г. по результатам своих исследований пришел к шокирующему выводу: эти нарушения были выявлены у каждого десятого ребенка из числа тех детей, которых он наблюдал в генетической клинике при больнице в Кейптауне.

«Тогда я увидел, что фетальный алкогольный синдром распространён гораздо шире, чем думают люди», — говорит он.

На основе своих опубликованных работ и проводимых исследований Вилджоэн полагает, что 70—80 из каждой 1000 рождённых детей в Западной Капской провинции имеют этот синдром — самый высокий показатель в мире. И проблема не ограничивается бедными жителями Западной Капской провинции. «В нашей частной практике мы наблюдаем возрастающее число детей с нарушениями фетального алкогольного спектра из групп, занимающих среднее и более высокое социально-экономическое положение», — говорит он.

Глобальных данных о распространенности таких нарушений нет, но, по оценкам одного исследования, проведенного в Соединённых Штатах Америки (США) в 2005 г., глобальная заболеваемость составила 0,97 на 1000 случаев рождения живых детей.

Некоторые страны проводили целевые программы профилактики, но во многих странах эта работа в значительной степени возложена на неправительственные организации.

У детей пьющих матерей, помимо ФАС, существует огромная опасность получить предрасположенность к алкоголизму. Потребность, если её не поддерживать после рождения, со временем угасает, однако в случае приёма спиртного уже после нескольких выпивок быстро восстанавливается. Медики даже предполагают, что так называемый мгновенный алкоголизм, то есть стремительное появления пристрастия к спиртному, — следствие внутриутробной алкогольной интоксикации.

Любопытны результаты исследования, проводимого в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (опрос более 700 женщин детородного возраста). Они показали, что врачи (особенно врачи-гинекологи) являются для женщин наиболее значимым источником информации о здоровье и беременности. Женщины склонны следовать их советам и в большей степени доверяют врачу по сравнению с такими источниками информации, как СМИ, специальная литература, реклама, близкие и друзья.

Основой предотвращения фетального алкогольного синдрома является скрининг всех женщин детородного возраста, направленный на выявление риска воздействия алкоголя на плод. Скрининг позволяет выявить тех, кто находится в группе риска, а затем использовать соответствующие методы консультирования для уменьшения или прекращения употребления алкоголя до зачатия.

Врачи, как правило, не считают, что они должны каким-либо образом затрагивать в беседе с пациентками вопрос употребления алкоголя. Однако многие специалисты встречаются в своей практике с большим числом женщин детородного возраста, и вопросы здоровья женщины и её ребёнка занимают значительное место в их работе.

Исследования, проведённые в ряде стран, также выявили, что даже краткое вмешательство врача уменьшает употребление алкоголя пациентками и существенно снижает заболеваемость ФАС и ФАСН.