Появились правила организации коммерческого учета воды по счетчикам, и расчетов без них

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, которые вступят в силу с 17 сентября. Полномочия на принятие такого документа были делегированы правительству еще в апреле, с вступлением в силу поправок в законодательство о водоснабжении и водоотведении. До сих пор специальных правил учета не было, за исключением скромного регулирования в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Постановлением от 04.09.2013 № 776 Правительство РФ утвердило новые правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, тем самым реализовав свои полномочия, установленные п. 2.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Правила и Закон соответственно). В постановлении также содержится поручение Минрегиону России в течение трех месяцев после опубликования Правил подготовить методические указания по расчету переданной абонентам воды.

Коммерческий учет воды и сточных вод, то есть снятие показаний счетчиков или иной учет с целью расчета стоимости оказания таких услуг, осуществ­ляют как сами абоненты, так и транзитные организации (организации, выполняющие транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод), если иное не предусмотрено договором с организациями, осуществ­ляющими водоснабжение и (или) водоотведение (снабжающими организациями).

Правилами регулируются отношения, возникающие при предоставлении названных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством РФ, в том числе постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с Правилами абонент или транзитная организация будут подавать показания счетчиков в снабжающую организацию по состоянию на 1-е число и до окончания второго дня месяца, следующего за расчетным, или в течение двух рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений любым доступным способом: почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение по Интернету или с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрических систем).

При наличии расхождений в данных сотрудник снабжающей организации составит акт сверки. Несогласный со сверкой представитель абонента или транзитной организации должен будет его подписать, указав суть возражений в акте или направив их любым способом в письменной форме снабжающей организации. При отказе от подписания в акте проставляется соответствующая отметка.

Правила предусматривают проверку основных счетчиков контрольными (параллельными) счетчиками. При различии их показаний более чем на погрешность минимум за один расчетный месяц установившее прибор лицо может потребовать от другой стороны внеочередной поверки основных счетчиков.

При расчетном способе в зависимости от ситуации будет применяться один из четырех методов, например, при отсутствии счетчиков — метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

Правилами предусмотрен и порядок проектирования узлов учета, с помощью которых снимаются показания счетчиков, в результате чего разрабатывается проектная документация узлов учета абонентом, транзитной организацией (ч. 4 и 6 ст. 20 Закона, п. 28 Правил). Указанные лица (заявители) подают в снабжающую организацию заявку на выдачу технических условий, содержащую необходимые сведения, например, объем потребляемой воды и др. Через десять рабочих дней со дня получения заявки снабжающая организация обязана выдать заявителям технические условия, на основании которых самими заявителями или привлекаемыми ими лицами разрабатывается проектная документация. Такая документация должна содержать:

■ указание на место размещения узла учета;

■ схему установки (подключения) счетчика и иных компонентов узла учета к сетям;

■ сведения о типе используемого счетчика, а также подтверждающие его соответствие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Снабжающая организация письменно дает ответ о согласовании документации в течение десяти дней с момента ее предоставления или о наличии замечаний и необходимости их устранения. Заявитель может получить отказ в согласовании документации, если она не соответствует техническим условиям или схема установки счетчика не соответствует требованиям производителя счетчика.

В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявки на допуск смонтированного узла учета к эксплуатации он вводится в эксплуатацию. В заявке необходимо указать реквизиты заявителя и договора на подключение узла учета, дату и время для его запуска (не ранее пяти и не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки).

Спустя 15 рабочих дней со дня подачи заявки узел учета считается допущенным к эксплуатации, если снабжающая организация не выделила своего представителя для соответствующего допуска в месте установки узла учета. В последнем случае составляется акт. Если же абонент не явился на допуск узла учета, то он считается допущенным к эксплуатации с даты получения им соответствующего акта с приложением необходимых документов.

Установка счетчиков осу­ществляется за счет абонента или транзитной организации.

При выходе из строя эксплуа­тируемого узла учета абонент или транзитная организация обязаны незамедлительно извес­тить об этом снабжающую организацию и в течение 60 дней устранить неисправность. Снабжающая организация обязательно должна бесплатно опломбировать отремонтированный узел учета.