Отсутствие границ у участка земельному налогу не помеха

| статьи | печать

16 июля Президиум ВАС РФ поддержал позицию, согласно которой неопределенность границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, не влияет на обязанность пользователя этого участка уплачивать земельный налог.

Суть дела

Компания еще до вступления в силу Земельного кодекса получила в безвозмездное пользование два земельных участка на основании решений местных органов власти. В государственном кадастре недвижимости данные участки значатся как ранее учтенные, при этом границы участков не установлены. Компания в отношении этих участков земельный налог не начисляла и не уплачивала. По ее мнению, отсутствие четко определенных границ участков означает, что они сформированы с нарушением требований земельного законодательства. А значит, объект налогообложения земельным налогом не определен. Кроме того, на одном из участков был построен жилой дом с пристроенными нежилыми помещениями. Поскольку этот объект недвижимости принадлежит другим лицам, компания считала, что право постоянного (бессрочного) пользования у нее на указанный участок прекратилось, в связи с чем отсутствует и обязанность по уплате земельного налога.

При проведении камеральной проверки компании был доначислен земельный налог по этим участкам и штраф. Она обратилась в суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным.

Границы на индивидуализацию участка не влияют

Суд первой инстанции поддержал налоговиков. Он отметил, что на основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ, в случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).

Земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). К ним также относятся участки, имеющие условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Законом № 122-ФЗ.

Такие участки могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок.

Суд установил, что спорные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете как ранее учтенные. Они индивидуализированы в земельных правоотношениях. Согласно правоустанавливающим документам площадь спорных земельных участков определена с учетом границ на местности, установленных при выделении. Уточнение и определение границ ранее учтенных земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя) земельного участка (п. 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396). В результате суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении спорных участков земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.

Суд отверг довод компании о том, что право пользования земельным участком у нее прекратилось с момента постройки на нем жилого дома, принадлежащего иным лицам. Он указал, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о государственной регистрации права на земельный участок лиц, чье имущество, по мнению компании, расположено на указанном земельном участке.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок в ЕГРП, а прекращается эта обязанность со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»).

Без границ нет участка

Апелляционный и кассационный суды решение суда первой инстанции отменили. Логика их рассуждений была следующей. Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса). У спорных участков такие границы не определены. Поэтому на компанию не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога по причине отсутствия объекта налогообложения. При этом суды сослались на п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому объект налогообложения земельным налогом возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Мнение ВАС РФ

Для выработки единообразной позиции по рассматриваемому вопросу Определением от 27.05.2013 № ВАС-3125/13 дело было передано в Президиум ВАС РФ. Рассмотрев его, высшие судьи решения судов апелляционной и кассационной инстанций отменили, и оставили в силе решение суда первой инстанции1.

1 На момент подготовки номера в печать реквизиты постановлению Президиума ВАС РФ еще не присвоены.