Кто должен инвестировать в российскую экономику

| статьи | печать

Смена главы Минэкономразвития оживила дискуссии о мерах экономической политики, способных вывести отечественную экономику из болотистого состояния, в котором она сегодня оказалась. Основная проблема, по оценке экспертов, сейчас заключается в том, что государство и бизнес стараются спихнуть ответственность за инвестирование в развитие экономики друг на друга. И пока это безобразие будет продолжаться, перспективы российской экономики будут зависеть от ситуации на внешних рынках.

Весьма скромно оценивает будущее отечественной экономики главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. «Я, честно говоря, не очень большой оптимист, — заявил он на круглом столе в РИА „Новости” на днях. — У меня есть ощущение, что отчасти прав Цент­ральный банк. При нынешних условиях, при существующих мощностях, способе организации производства, эффективности менеджмента мы уперлись в наш экономический потенциал. То есть наш фактический выпуск продукции сейчас находится действительно на уровне потенциального. Дальнейшая загрузка мощностей — то, к чему апеллируют многие эксперты, говоря, что мощности не полностью нагружены — теоретически возможна, но практически нереальна, поскольку нерентабельна».

В этих условиях экономичес­кая политика, по словам г-на Надоршина, крайне осложнена. Потому что меры кратко­срочного стимулирования либо не дают заметного эффекта, либо приводят к совсем не тем результатам, которые хотелось бы получить. То есть вложенные средства могут уходить в отток капитала, в рост цен или другие подобные направления.

«Мы находимся в ситуации, когда лучшее в принципе возможно, но, чтобы изменить нынешнюю ситуацию, нужны радикальные действия со стороны хотя бы одного участника хозяйственной деятельности — государства или частного бизнеса. Однако ни государство, ни частный бизнес предпринимать таких усилий не хотят», — констатировал главный экономист АФК «Система».

Если проанализировать дискуссии о том, кто должен заниматься инвестициями, то чаще всего приходится слышать, что ими должен заниматься частный сектор, и он должен за них отвечать. Но частный бизнес, в свою очередь, ждет очередных государственных программ поддержки различных проектов или видов деятельности. В результате оба сектора — государственный и частный — стараются переложить ответственность за дальнейшее экономическое развитие друг на друга.

«В этом и заключается на сегодняшний день основная проб­лема экономической политики. Поэтому в 2014 г. я ожидаю рецессию. Мы обречены на спад в течение нескольких лет», — заключил Е. Надоршин.

«Российская экономика действительно находится на пределе нагрузки имеющихся мощностей, — согласился с ним заместитель директора Цент­ра развития (ЦР) ВШЭ Валерий Миронов. — Стимулировать спрос можно, только если мы создадим комплексную систему мер, которая поддержит экономический рост».

Вместе с тем нельзя быть пессимистами, уверен г-н Миронов, нельзя считать, что мы оказались в так называемой ловушке среднего уровня ВВП на душу населения (порядка 16 000 долл.).

Снижение экономического роста до 1—1,5% связано с некоторыми конъюнктурными моментами, с замедлением динамики ряда элементов, определяющих рост ВВП. В первую очередь речь идет о спаде инвестиций. В течение полугодия инвестиции со снятой сезонностью практически не растут.

«Причем снижаются не только инвестиции в основной капитал предприятий, но и инвестиции в человеческий капитал, — подчеркнул ученый. — Так, проект бюджета на ближайшую трехлетку предусматривает снижение инвестиций в образование с 5 до 4% ВВП, в здравоохранение — с 4 до 2% ВВП. В то же время в оборону мы будем вкладывать свыше 3% ВВП в год, притом что в развивающихся странах этот показатель составляет гораздо меньше, например, в Мексике — 1%».

Весьма разумным было бы распределить эти огромные расходы на оборону во времени, увеличив сроки реализации гос­программы вооружений, полагает замдиректора ЦР. Но руководство страны настаивает на том, что нужно инвестировать в развитие ОПК в сжатые сроки. Тогда нужно как минимум позаботиться о том, чтобы новые военные технологии имели двойное назначение — оборонное и гражданское. К примеру, Интернет был разработан в США именно в рамках реализации государственных военных программ.

Отдельная тема — стимулирование технологичного экспорта. Здесь не стоит сосредоточиваться только на готовой продукции. Можно и нужно стимулировать экспорт комплектующих и деталей, ставя при этом цель выйти на лидирующие позиции по этим товарам на мировых рынках. Для этого Федеральной антимонопольной службе нужно пересмотреть некоторые подходы к определению монопольного положения компаний на рынке в тех случаях, когда речь идет об экспортерах, вынужденных конкурировать с крупными международными концернами на глобальных рынках.

«Я согласен, что наиболее конкурентоспособная часть мощностей загружена, но вряд ли стоит использовать тут слово „перегрев“. Оно вызывает ассоциации с тем, что в нашей экономике чего-то слишком много, и нам нужно что-то поменьше, — выразил мнение заместитель гендиректора Центра макро­экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. — На самом деле нам, наоборот, нужно больше инвестиций, больше экономического роста».

Сейчас трудно, по словам г-на Сальникова, делать прог­нозы о возможной рецессии в нашей экономике. Мы очень сильно зависим от внешних рынков, поэтому будущее российской экономики во многом определяется развитием ситуации в Европе, США и Китае. По крайне мере, наша среднесрочная перспектива при ­нынешней экономической ­политике определяется не ­нами…