1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1500

Приказ ФАС России от 18 января 2013 г. № 17/13 (с комментарием)

Федеральная антимонопольная служба России еще в начале года приняла приказ от 18.01.2013 № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (далее — приказ). Приказ устанавливает правила рассмотрения антимонопольными органами жалоб участников госзакупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц. Однако Минюст России зарегистрировал этот документ лишь 16 мая (№ 28421). Приказ вступил в силу 7 июня 2013 г. Он издан во исполнение положения ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) о том, что участники госзакупки могут обжаловать действия (бездействие) заказчика в предусмотренных законом случаях.

В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчиками являются государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере снабжения населения необходимыми коммунальными услугами, ГУПы, МУПы, автономные учреждения и организации с долей госучастия не менее 50%, их дочерние общества, а также их дочерние общества (ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Участниками же закупки являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям заказчика, указанным им в положении о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Приказ не распространяется на такие способы размещения заказа, как проведение торгов и котировок, а действует лишь в отношении размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) и на бирже (п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 94-ФЗ). При этом последний способ пока не получил большого распространения в России, хотя он и предусмотрен Законом № 94-ФЗ.

Приказом урегулирован порядок подачи участниками закупки жалоб на действия (бездействие) заказчиков, приема таких жалоб антимонопольными органами, а также сроки их рассмотрения и иные важные процессуальные аспекты. Положения приказа во многом перекликаются с положениями о подаче жалоб при нарушении процедуры торгов, предусмотренными ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель вправе подать жалобу в случаях:

— неразмещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) заказчиком положения о закупке, внесенных в него изменений, иной необходимой информации, а также нарушения сроков размещения на этом ресурсе;

— требования от участников закупки документов, не предусмотренных документацией о закупке;

— осуществления закупки без положения о ней, размещенного на официальном сайте и без применения положений Закона № 94-ФЗ.

На обжалование заявителю дано десять дней со дня подведения итогов закупки или со дня их размещения на официальном сайте. А в случае признания закупки несостоявшейся или незаключения договора по ее итогам этот срок подачи жалобы составит три месяца. При этом срок установлен в днях, а в каких именно — рабочих или календарных — в приказе не уточняется.

Приказом установлены требования к содержанию жалобы, прежде всего к ее письменной форме. Направляется в антимонопольный орган жалоба по почте, по электронной почте, факсом или иным способом.

Антимонопольный орган вправе будет вернуть жалобу при несоблюдении требований к ее содержанию, при подписании ее неуполномоченным лицом, наличии решения антимонопольного органа или вступившего в законную силу судебного акта по обжалуемым действиям (бездействию) заказчика.

Сроки, отведенные на подготовку к рассмотрению жалобы, довольно короткие. Решение о возврате или принятии к рассмотрению жалобы должно будет приниматься в течение трех рабочих дней со дня ее поступления. В случае принятия решения о возврате заявитель будет письменно извещен в день его принятия с указанием причин возврата.

Если жалоба принимается к рассмотрению, то антимонопольный орган в тот же срок будет выполнять следующие действия:

— размещать на своем сайте или на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию о начале рассмотрения жалобы и ее содержании;

— направлять заявителю и заказчику по почте, факсом или электронной почте уведомление-повестку о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения, кратком содержании и о приостановке закупки до рассмотрения жалобы по существу. Все заключенные с этого момента и до принятия решения договоры ничтожны.

А заказчик обязан будет в течение одного рабочего дня известить всех участников закупки о реквизитах жалобы, а также о времени и месте ее рассмотрения.

Участникам закупки предоставлено право подавать возражения и дополнения, но сделать это необходимо не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмот­рения жалобы.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления, в том числе и в отсутствие уведомленных надлежащим образом участников закупки.

Неясно, правда, что будет считаться надлежащим извещением в данном случае. В приказе имеется ссылка на дату принятия решения о возврате жалобы, но очевидно, что в документе допущена опечатка. Ведь логичнее было бы принять за дату уведомления момент размещения антимонопольным органом информации о поступлении жалобы к рассмотрению на одном из вышеуказанных сайтов в Интернете.

Заказчик обязан представить все документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки, на рассмотрение комиссии антимонопольного органа. И если она установит иные нарушения, помимо указанных в жалобе, то решение будет вынесено с учетом всех нарушений, и в результате заказчику будет вынесено обязательное для исполнения предписание. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней направляется заказчику и заявителю и размещается на одном из сайтов. Такое решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

После прочтения приказа складывается впечатление, что при разработке текс­та документа были допущены опечатки, которые не дают четкого понимания некоторых моментов процедуры. Насколько она будет эффективна и оперативна, покажет время.