Старики первыми становятся жертвами рекламы лекарств

| статьи | печать

По последним исследованиям российского Научно-исследовательского центра геронтологии, в последнее время резко увеличился рост потребления людьми старшего возраста лекарственных препаратов сильного действия. Это плохо.

Все чаще люди тянутся за пилюлями не по назначению врача, а в результате воздействия активной рекламы. Очевидных жертв доверия красочным лечебным буклетам и рассказам отведавших чудодейственных таблеток относят к психологически зависимым. Существует определение этого явления — фармакомания.

У этой категории людей, условно говоря фармакоголиков, вырабатывается опасная привычка годами принимать препараты, не оказывающие никакого действия, в расчёте на дальний положительный эффект. Есть и другая группа пожилых пациентов, которая подвержена болезненному влечению к посещению медучреждений. Эти люди основную часть своей жизни посвящают хождению по врачебным кабинетам. В процессе этого пожилые, а потому, конечно, не абсолютно здоровые люди постепенно становятся жертвами такого явления, как полипрагмазия — избыточные назначения.

Главный геронтолог России, руководитель центра профессор Михаил Якушин считает, что более 70% пожилых людей ежедневно получают свыше десяти наименований лекарств без особой необходимости. В то время как хорошо известно, что одновременный приём уже пяти препаратов неизбежно вызывает их вступление в реакцию. Последствия чаще всего оказываются весьма серьёзными, потому что сколько-нибудь длительная практика приёма большого количества препаратов обязательно влечёт за собой массу побочных эффектов даже у молодых людей.

Профессор Якушин сетует на отсутствие определённых стандартов при назначении лекарств пожилым пациентам. Он объясняет, что побочные эффекты у возрастных пациентов случаются в семь раз чаще, чем у молодых больных. К примеру, как минимум семь из 14 препаратов, рекомендуемых для снижения кровяного давления, противопоказаны людям старше 60-летнего возраста, так как могут вызвать сильнейшую депрессию и учащённое сердцебиение. Это совсем не означает, что нужно полностью отказаться от медикаментозной помощи. Необходимо просто снизить количество, заменив несколько препаратов схожего действия одним, но более пролонгированным.

Активный рост потребления пожилыми людьми комплексного лечения не является в настоящее время проблемой только России. В США основные потребители лекарств — люди старше 65 лет. В Англии треть от общего числа потребителей сильнодействующих медикаментов составляют люди почтенного возраста. А в Италии и вовсе около 40 % пожилых граждан ежедневно потребляют до шести препаратов в день, а 12% — более девяти таблеток. Но самым крупным потребителем лекарств является Турция. Там в бюджете среднестатистической семьи около 30% уходит на закупку эффективных медикаментов, что вдвое выше общеевропейской цифры в 15%.

«Многие предписания применительно к пожилым не просто неэффективны, они вредны, — утверждает Михаил Якушин. — Дело в том, что большинство сильнодействующих лекарств водорастворимые, а в период старения человеческий организм теряет много воды. Именно из-за этого концентрация лекарств в крови резко возрастает, и почки не справляются с оперативным выведением продуктов химического распада. Вывод: пожилым необходимо кратно уменьшать дозу препарата. Из-за ослабления иммунитета повышается чувствительность к лекарствам. Медицина не выделяет возрастных заболеваний, хотя именно с ними к врачам обращаются люди старше 60 лет. По нашим наблюдениям, человек страдает пятью хроническими заболеваниями именно в этом возрасте. А в возрасте от 60 до 90 лет — даже иногда шестью. После 90 же – всего двумя-тремя. Это говорит о том, что у долгожителей нагрузка лекарств на организм была значительно меньше, что и позволило им впоследствии сохранить хорошее самочувствие до глубокой старости».

Американские учёные недавно опубликовали результаты подробного и длительного исследования среди самых старших возрастных групп, так называемых долгожителей. Исследовалось состояние здоровья пожилых людей в возрасте от 95 лет и старше и в группе от 80 до 90 лет. Учёные были совершенно поражены очевидной разницей результата наблюдений не в пользу второй группы. Старики в возрасте от 80 лет в большинстве были весьма озабочены настоящими и мнимыми проблемами своего здоровья, в то время как 95-летние излучали абсолютный позитив и активность. Они вели насыщенный образ жизни, интересовались искусством, многие были сексуально активны. Мнения учёных относительно оценки этого явления разделились. Большинство исследователей утверждают, что долгожители наделены особыми генами, делающими их устойчивыми к тяжёлым болезням. Другие учёные придерживаются мнения, что именно образ жизни делает их организм устойчивым, позволяя справляться с недомоганиями собственными силами. Сами же испытуемые объясняли феномен своего долгожительства исключительно позитивным настроем и полезными привычками — здоровым питанием, физическими занятиями, отказом от курения и… приёма лекарств.