1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 836

МВФ: расслабляться пока рано

За последние полгода ситуация в мировой экономике улучшилась, отмечается в последнем выпуске «Перспектив развития мировой экономики», подготовленном МВФ. Эксперты Фонда прогнозируют, что прирост глобальной экономики в 2013 г. составит 3,3%, а в следующем — увеличится до 4%. Вместе с тем сохраняются риски, связанные с кризисом еврозоны и сокращением бюджетных расходов в США, поэтому расслабляться пока рано.

Правительства стран с развитой экономикой сумели успешно устранить два наиболее серьезных риска, угрожающих развитию глобальной экономики в краткосрочной перспективе: опасность распада зоны евро и резкой бюджетной консолидации в Соединенных Штатах. Реакцией на принятые меры стал быстрый рост финансовых рынков и улучшение финансовой стабильности.

В результате в МВФ рассчитывают, что реальный среднегодовой прирост мирового ВВП в 2013 г. сохранится примерно на уровне прошлого года — 3,3%. А в 2014 г. он повысится до 4%.

Перспективы экономического роста в этом году практически не изменились, поскольку позитивное воздействие улучшения на финансовых рынках и укреп­ление уверенности не было одинаковым во всех странах с развитой экономикой. Другим существенным фактором было действие фискальных тормозов в некоторых странах.

«Мы перешли от двухскоростного подъема к трехскоростному, — отметил главный экономист МВФ и директор исследовательского департамента Фонда Оливье Бланшар. — Экономика стран с формирующимся рынком и развивающихся стран продолжает быстро расти, тогда как среди стран с развитой экономикой, как представляется, усиливается расхождение по темпам между США с одной стороны, и зоной евро — с другой».

Частный спрос в США демонстрировал устойчивость. Однако эксперты Фонда прогнозируют, что превышение ожидаемого уровня бюджетной консолидации будет сдерживать реальный прирост ВВП на уровне примерно 2% в текущем году.

Реальный ВВП в зоне евро, согласно прогнозу МВФ, сократится приблизительно на четверть процента в этом году и затем вновь начнет расти в 2014 г. Каналы кредитования здесь нарушены: улучшение финансовых условий еще не ощущается компаниями и домашними хозяйствами, поскольку деятельности банков по-прежнему препятствуют низкие уровни рентабельнос­ти капитала. Среди дополнительных факторов, тормозящих экономический рост в зоне евро, можно назвать продолжающуюся бюджетную консолидацию, проблемы конкурентоспособности и слабость балансов банков.

Новая налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика в Японии приведет к оживлению экономической активнос­ти, а прирост реального ВВП в 2013 г. достигнет 1,6%.

В целом на протяжении 2013—2014 гг. указанные расхождения между странами с развитой экономикой начнут сокращаться. При условии, что развитые страны выполнят принятые на себя обязательства, по мнению авторов ПРМЭ, мы увидим ослаб­ление факторов, тормозящих реальный сектор экономики и укрепление роста ВВП, начиная со второй половины 2013 г.

Рост экономики в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах останется стабильным, причем ожидается его ускорение с 5% в 2012 г. до 5,25% в нынешнем году и 5,75% — в следующем. Активность в большинстве этих государств уже возросла после спада в 2012 г. благодаря стойкому потребительскому спросу, благоприятной макроэкономической политике и оживлению экспорта.

В странах Европы с формирующимся рынком восстановление экономики должно набрать обороты по мере увеличения спроса со стороны европейских стран с развитой экономикой. Некоторые страны на Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжают преодолевать трудности, сопряженные с внутренними преобразованиями.

Прогноз развития российской экономики аналитики МВФ понизили на 0,3 п.п. по сравнению с январским выпуском ПРМЭ, и теперь он составляет 3,4%. Оценка прироста российского ВВП на следующий год осталась неизменной — 3,8%.

Авторы доклада МВФ подчеркивают, что денежно-кредитная политика государств должна продолжать поддерживать частный спрос, тогда как меры финансовой политики должны способствовать более эффективной денежно-кредитной политике.