Финансовый кризис научил россиян считать деньги

| статьи | печать

За последние пять лет доля клиентов финансовых организаций, которые сравнивают условия предоставляемых финансовых услуг перед тем, как их приобрести, выросла в России с 41 до 63% — чуть больше, чем в полтора раза. Об этом свидетельствуют результаты всероссийских опросов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) за 2008 и 2013 гг.

Как отмечается в опубликованном НАФИ отчете, треть россиян всегда сравнивают финансовые услуги перед приобретением — данный показатель не меняется с 2009 г. Наиболее характерна такая вдумчивость для россиян самого активного возраста — от 25 до 44 лет, а также жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Остается стабильной и доля тех, кто никогда не сравнивает условия предоставления финансовых услуг. С 2009 г. этот показатель держится на уровне 14—18%, притом что в 2008 г. он составлял 40%.

Похоже, экономический кризис 2008 г. стал для многих россиян своего рода откровением: финансовые услуги — такие же услуги, как любой другой товар на рынке, но связанные с их приобретением риски зачастую выше. В настоящее время чаще всего не утруждают себя анализом финансовых услуг лица старшего возраста и жители маленьких городов.

В то же время за последние годы практика сравнивать и анализировать условия финансовых услуг стала проникать и в регионы.