1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1387

Активность высокая, информированность — не очень

Интерес к инвестированию в ценные бумаги у населения есть, но не хватает внятной и доступной информации о фондовом рынке. При этом россияне неплохо осведомлены о «классических» инструментах вложения денег.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) недавно опубликовал результаты масштабного исследования инвестиционной активности и грамотности россиян, проведенного по заказу Мос­ковской биржи. Исследование под претенциозным названием «Изу­чение инвестиционной активности потенциальных клиентов» было запущено еще в ноябре 2012 г. и было завершено в середине марта 2013 г. Опрос проводился среди городского населения, людей в возрасте от 18 до 55 лет, пользовавшихся за последние один-два года любыми из следующих финансовых инструментов: любые вклады в банках, любые виды кредитов, любые виды банковских карт (кроме тех, кто пользуется зарплатными картами и больше ничем другим), инвес­тиционные услуги (акции, облигации, паи в ПИФах, ОФБУ, срочные инструменты), накопительное страхование жизни, негосударственные пенсионные фонды.

Для оценки уровня инвестиционной грамотности был построен «Индикатор инвестиционной компетентности», который показал крайне низкий общий уровень инвестиционной компетенции населения — всего 37,7 баллов из 100 возможных.

В то же время исследование показало, что интерес к инвес­тированию в ценные бумаги у населения достаточно высок — 61% опрошенных граждан считают, что вкладывать деньги в акции выгодно, но рискованно. Интерес к покупке акций проявляет каждый третий участник опроса. И при этом подавляющее большинство (88%) вообще не следит за ситуацией на российском фондовом рынке.

Дефицит необходимой специализированной информации ощущают 78% опрошенных, причем 41% граждан внятная информация о том, как инвестировать, не попадается, остальным 37% она непонятна.

Сомневаться в объективнос­ти таких данных, равно как и в искрен­ности интервьюируемых ФОМ, не приходится. Позволим себе предположить, что подобный «несинхрон» возник вследствие того, что участники рынка, как и специализированные финансовые СМИ, продолжают говорить с потенциальными клиентами на своем «отраслевом» языке, малопонятном рядовому гражданину. Биржевые хроники и обзоры рынка ему (рядовому гражданину) зачастую трудно читать даже с «русско-брокерским» словарем. Отсюда и довольно странное, если не сказать больше, отношение россиян к инвесторам как к людям не от мира сего.

Вот как определяют современные россияне имидж инвестора. 21% опрошенных заявили о том, что инвесторы — это «особые люди», образованные, опытные, экономически грамотные. При этом столько же (21%) указали на инвесторов как на азартных авантюристов. Поразительно, что к 21-му году существования российского фондового рынка опрошенные россияне ассоциируют его со своего рода разновидностью русской рулетки или тотализатора. Очень близко к пониманию сути инвестора как азартного авантюриста стоят и те граждане, кто наделил их такими важными качествами, как наличие интуиции и чутья (14%) .

В то же время, по данным ФОМ, сегодня россияне лучше всего осведомлены о традиционных, «классических» инст­рументах вложения денег, а именно: о вкладе в Сбербанке как о надежном способе сохранения денег заявляют 57% респондентов, покупке золота и драгоценностей (31%), вкладе в любом другом коммерческом банке (19%).

Но что особенно поражает, в категории «Выгодные вложения» снова лидируют депозиты Сбербанка и наличное золото (27 и 25% опрошенных граждан соответственно). И на вопрос «В какие финансовые инструмен­ты вы стали бы инвестировать?» больше отвечали так же: «Вклады в Сбербанке» (48%) и «Золото, драгоценнос­ти» (22%).

С учетом специфики данных инструментов можно предположить, что важнейшим приоритетом населения является именно сбережение средств, а не приум­ножение. Причем крайне консервативное сбережение, с возможной частичной потерей средств в результате инфляции и прочих инвестиционных рис­ков.