1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2742

Чем больше рабочих мест, тем выше доход местных бюджетов

Органам местного самоуправления будь то в городском округе или городском поселении, муниципальном районе или сельском поселении есть резон всячески способствовать созданию рабочих мест в муниципальном образовании. По оценке Министерства финансов РФ, в 2011 г. дополнительные поступления в местные бюджеты налога на доходы физичес­ких лиц (НДФЛ) составили 137,7 млрд руб., или 23,7% от всей суммы, собранной в стране.

Главное финансовое ведомство страны обнародовало итоги исполнения более чем 23 000 местных бюджетов в 2011 финансовом году. Итоги 2012 г. будут подведены не раньше осени, к принятию бюджета страны на 2014 г.

НДФЛ — бюджетообразующий налог

В 2011 г. основным бюджето­образующим налогом оставался НДФЛ. Его удельный вес составил 66,4%, или 583,5 млрд руб. В 2010 г. было 65,1%, или 525,2 млрд руб. Согласно п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ субъекты Федерации обязаны делиться частью подоходного налога с муниципалитетами. С этой целью региональными законами устанавливаются единые или дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Их величина не может быть меньше 10% налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами РФ налога на доходы физических лиц, обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом уровня, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, составил 162,7 млрд руб., или 11,7% доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации от этого налога.

Максимальный уровень его дополнительных поступлений в местные бюджеты в 2011 г. представлен в таблице «Топ-5 субъектов РФ с наивысшим уровнем поступления НДФЛ в местные бюджеты».

Помимо отчислений от НДФЛ, субъекты РФ в рамках региональных полномочий по межбюджетному регулированию, установленных Бюджетным кодексом, могут устанавливать дополнительные отчисления от федеральных и региональных налогов. Этим правом в 2011 финансовом году воспользовались 66 регионов из 83 субъектов Федерации.

Установили единые нормативы отчислений от:

  • единого сельскохозяйственного налога — 38 регионов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 26 регионов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной сис­темы налогообложения по патенту — 23 региона;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — 13 регионов;
  • налога на имущество организаций — 11 регионов;
  • транспортного налога — 10 регионов;
  • акцизов — 9 регионов;
  • налога на прибыль организаций — 7 регионов.

Общая сумма переданных таким образом на муниципальный уровень средств составила 100,9 млрд руб., или 11,6% от общего объема налоговых доходов.

Закрепление единых нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении собственной налогооблагаемой базы, утверждается в отчете Минфина. Однако его же данные свидетельствуют, что стимулы муниципалитетам предоставляются региональными властями весьма неохотно. Практика показывает, что лишь отчисления от НДФЛ существенно пополняют местные бюджеты. Вот и выходит, что чем больше рабочих мест в муниципальном образовании, тем больше поступления в местный бюджет налоговых доходов.

Переданные муниципалитетам субъектами Федерации суммы нормативов отчислений составили от:

  • налога на прибыль организаций — 20,4 млрд руб.;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 25,7 млрд руб.;
  • налога на имущество организаций — 13,9 млрд руб.;
  • транспортного налога — 17,0 млрд руб.;
  • налога на добычу полезных ископаемых — 0,6 млрд руб.;
  • акцизов — 0,2 млрд руб.

Местные налоги как слону дробина

Тем временем падает и без того малый объем поступлений от налогов, на 100% закрепленных за местными бюджетами. Согласно мониторингу Минфина удельный вес местных налогов в налоговых поступлениях в местные бюджеты сократился за 2011 г. с 14,4 до 12,7%. В абсолютных цифрах это — минус 4,4 млрд руб., с 115,9 до 111,5 млрд руб.

Больше всего ужался налог на имущество физических лиц — минус 67,1%. Общая сумма этого налога, собранного по всей России, составила 4,4 млрд руб. Причину малого сбора эксперты видят в изменениях налогового законодательства. Если раньше физические лица уплачивали налог на имущество равными долями два раза в год — не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года, то с 1 января 2011 г. могут оплачивать один раз — не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. То есть обязательный платеж за 2011 г. налогоплательщики должны были внести до 1 ноября 2012 г. Такой порядок установлен Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Аналитики полагают, что недобор за 2010 г. может быть восполнен частично сбором в прошлом году.

В целом удельный вес земельного налога в налоговых доходах местных бюджетов уменьшился с 12,7 до 12,2%, налога на имущество физических лиц — с 1,7 до 0,5%. Поступление местных налогов по всем типам муниципальных образований представлено в таблице.

Любопытно, как складывалась ситуация с налоговыми доходами в 2012 финансовом году. Но об этом мы узнаем нескоро. Поживем — увидим. И обязательно проинформируем наших читателей, по всей видимости, в начале следующего года.

Пессимистическую картину уменьшения налоговых поступлений в доходы местных бюджетов скрашивает рост в 2011 г. на 33,7 млрд руб. общего объема неналоговых доходов. Прибавка на 13,7% по сравнению с преды­дущим годом составила 279 млрд руб. Вклад сюда внесли:

  • штрафы, санкции, возмещения ущерба: +22,6%;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов: +21,9%;
  • платежи при пользовании природными ресурсами: +6,3%;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства: +4,9%;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: +4,1%.

Как и по налоговым поступлениям, распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований было неравномерным. Основной объем неналоговых доходов поступил в бюджеты городских округов — 64,5%, доля муниципальных районов — 23,6% и поселений — 11,9%.

комментарий

Елена Кодина, директор департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Министерства регионального развития РФ

В настоящее время введение единого налога на недвижимость (вместо двух действующих — налога на недвижимость физических лиц и земельного налога. — «ЭЖ») пока только стоит в планах работы правительства. Но вмес­те с тем у нас очень активно меняется гражданское законодательство, меняется земельное право. Вводятся новые виды прав на объекты недвижимости, на имущество, на здания, строения, земельные участки. Естественно, что эти новые виды вещных прав предусматривают и новые виды платежей. Ответственные министерства и ведомства занимаются сегодня анализом перехода на новые виды платежей и отбирают наиболее эффективные модели. В связи с этим решение о введении единого налога перенесено на более поздний срок (не в 2013 г. — «ЭЖ»).

Топ-5 субъектов РФ с наивысшим уровнем поступления НДФЛ в местные бюджеты

Наименование субъекта РФ

НДФЛ (млн руб.)

Соотношение в %

Консолидированный бюджет субъекта РФ

Местные бюджеты

Республика Алтай

1526,2

307,8

20,2

Республика Хакасия

5279,6

851,5

16,1

Волгоградская область

20219,5

2549,6

12,6

Ханты-Мансийский АО-Югра

55927,8

6854,8

12,6

Чеченская Республика

5329,8

599,9

11,3

Источник: Министерство финансов РФ

Поступление местных налогов по всем типам муниципальных образований в 2011 г.

Виды доходов

Городские округа

Муниципальные районы

Поселения

План

Факт

% исп-я

План

Факт

% исп-я

План

Факт

% исп-я

Налог на имущество физических лиц

2,8

3,0

107,1

0

0

1,4

1,4

100,0

Земельный налог

76,6

76,4

99,7

0,1

0

30,0

30,7

102,3

НДФЛ

355,7

362,8

102,0

172,9

177,4

102,6

41,9

43,3

103,3

Источник: Министерство финансов РФ