1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1118

ОСАГО: 121 млрд руб. премий, техосмотр и «бонус-малус»

В 2012 г. страховщики ОСАГО собрали с российских автовладельцев в общей сложности 120,9 млрд руб., что на 13% выше аналогичного показателя предыдущего года. Об этом сообщил на заседании Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств — участников СНГ президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.

Общее число заключенных договоров ОСАГО в 2012 г. превысило 47,8 млн штук, что на 4,8% больше, чем в 2011 г. Ранее пресс-служба РСА сообщила, что в созданную в соответствии с законом об ОСАГО автоматизированную информационную систему (АИС) было загружено более 72 млн сведений о договорах ОСАГО, которые были заключены в 2011—2012 гг.

Первые результаты работы системы можно было наблюдать в конце декабря — начале января, когда десятки страховых агентов обзванивали автовладельцев, у которых заканчивался срок страхового договора, с предложением купить новый полис ОСАГО. На систему АИС ОСАГО также возлагаются большие надежды в отношении коэффициента «бонус-малус». Этот коэффициент, отражающий аварийность водителя, был принят давно, но на практике не применяется, поскольку до настоящего времени страхователю достаточно было перейти из одной страховой компании в другую, чтобы все сведения об его аварийности оказались утеряны.

Алгоритм работы с АИС ОСАГО со стороны страховых агентов предлагается такой: при отсутствии подключения к Интернету в момент заключения договора ОСАГО (и соответственно невозможности проверить данные, сообщенные страхователем), агент рассчитывает страховую премию исходя из заявления автовладельца. В дальнейшем он должен будет сверить данные, указанные страхователем, с данными в базе АИС ОСАГО. В случае их несовпадения это станет поводом для отказа в выплате со стороны страховщика.

АИС ОСАГО заработала с 1 января 2013 г. Отныне все страховые компании обязаны в течение 15 дней внести данные о заключенных договорах ОСАГО в эту систему. Как отмечает РСА, АИС ОСАГО пока работает в тестовом режиме, и союз намерен проводить работы по выявлению и устранению недостатков в ее функционировании.

В 2012 г. с рынка ОСАГО ушли девять страховщиков. Выплаты из компенсационного фонда РСА составили 3,52 млрд руб., а его объем сократился до 7,85 млрд руб. (на 10% за год). Средняя премия по ОСАГО выросла за год на 8,05% — до 2529 руб. (в 2011 г. — 2340 руб.).

Страховые выплаты за год возросли на 8,6% и составили в общей сложности 61,971 млрд руб. Из них 11,9 млрд руб. пришлось на выплаты, осуществленные в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), этот показатель на 22% выше аналогичного показателя 2011 г. Как отметил глава РСА, доля жалоб граждан на выплаты по ПВУ более чем в два раза меньше, чем на выплаты «традиционным» образом.

Тем временем Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) пытается контролировать деятельность операторов технического осмотра (ТО). На сайте ФСФР был опубликован проект приказа, касающийся методов подобного контроля. Документ устанавливает порядок проведения документарной и выездной проверки оператора техосмотра или заявителя, права и обязанности проверяющих лиц при проведении проверки, а также основания и порядок приостановления действия аттестата аккредитации оператора ТО и возобновления его действия. В ходе проверки инспекторы будут проверять в том числе физическое наличие сооружений и средств технической диагностики, а также их соответствие тому, что было написано в представленном оператором заявлении в профессиональное объединение страховщиков.

Надо заметить, что проведенный на сайте «Прайм. Страхование» опрос «Как вы относитесь к реформе техосмотра?» показал, что «поддерживают» ее более половины респондентов. В кавычки слово «поддерживают» забрано, потому что 23% ответивших позитивно относятся к реформе ТО, потому что как полис ОСАГО, так и талон ТО купили у страховщика без посещения пункта техосмотра. Еще 22% порадовались отсутствию на пунктах ТО очередей. Возможно, очередей не стало как раз за счет того, что первые 23% автовладельцев туда не доехали.