Не новый иллюзион

| статьи | печать

В четверг, 31 января, Председатель Правительства Дмитрий Медведев доложил на расширенном заседании правительства в Кремле про новый план решительного экономического прорыва страны в число мировых лидеров. Подобное мы уже проходили не однажды за свою историю, этот иллюзион совсем не новый.

Речь председателя была основана на тексте прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., который накануне появился на сайте МЭР (подробнее о нем читайте на с. 04). Нам обещано, что к 2030 г. страна выйдет на высочайший уровень экономического развития, а качество жизни россиян превысит средний уровень наиболее развитых государств, включая США, Евросоюз и Австралию. Что именно подразумевается под «качеством жизни», пока не разъяснено, но, наверное, это что-то приятное.

Четверговая выдача щедрой порции новых обещаний про всеобщее счастье не просто дань старой традиции. Да, в 60-е годы прошлого века нам обещали коммунизм к 1980-му. А в 2003- м в манифесте партии «Единая Россия» утверждалось, что страна к 2017 г. будет ведущей мировой державой, весь мир будет с восхищением наблюдать развитие проснувшегося российского медведя, и так далее. Но сейчас есть конкретная нужда в таких заявлениях о намерении вот-вот догнать и перегнать Америку и прочих к такому-то понедельнику (а еще сократить курение и алкоголизм, ввести наши вузы в число ведущих в мире, вдвое сократить количество сирот в стране).

Дело в том, что уже общим мнением в отечественной, а тем более заграничной деловой среде стало убеждение в том, что российская власть просто плывет по течению. Тут еще миссия МВФ побывала в Москве в январе, и после последовало ласковое, но обидное заявление. Мол, Россия уже достигла максимально возможной скорости экономического роста, больше от нее ждать нечего, требовать — жестоко.

Эта скорость — рост ВВП примерно на 3,5% в год. А надо хоть 5%, чтобы как-то сводить концы с концами (по версии МЭР — и догнать США). Вот про эти желанные 5% и докладывал председатель правительства Д. Медведев.

Доклад, похоже, стал очередным мероприятием в рамках явно затеянной в последнее время кампании по повышению авторитета власти. Это странная кампания. Одновременно тут и Сергей Глазьев с его идеей про мечту империалистов захватить российские заводы (он выполняет поручения президента Владимира Путина академикам проложить тропу к процветанию). И медведевская модернизация, про возрождение которой премьер опять заговорил. И наем пиарщиком России банка GoldmanSachs, который успешно обучал с 2001 г. греков обманывать международные институты более изысканно, чем просто заменяя апельсины лимонами в таблицах при подсчетах уровня инфляции…

Словом, власть всеми силами доказывает свою способность предложить и реализовать какие-то новые идеи, способные оживить затухающую экономику, пусть даже это и взаимоисключающие идеи. Но без повышения авторитета власти не будет роста инвестиций, на чем, кстати, базируется оптимизм МЭР и правительства в целом. А спешить с решениями заставляют экономические сводки — рост замедляется и экономика явно недомогает. Здесь важно, в чем видят причины экономической хвори официальные лица и просто компетентные эксперты.

По официальной версии причины — в нехорошей международной обстановке и в том, что исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели. Вот власть сейчас придумает (уже придумала, как доложил Д. Медведев), как изменить структуру экономики, и всем гражданам будет счастье (которое МЭР просчитало).

По версии же значительной части делового сообщества, наших и не наших экономистов, главное в том, что исчерпала свой потенциал сама власть, вертикальная модель командования экономикой и всей жизнью вообще. Страна имеет не такую уж плохую экономику. Имеет бизнес, умудряющийся зарабатывать даже вопреки бюрократии. Но эта конкурентная экономика должна выживать при монопольной политике, которая душит развитие бизнеса, если он пытается быть независимым. Безапелляционно высказался по теме в Давосе Джордж Сорос: «…разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении». С ним не согласился профессор Евгений Ясин — никакая у нас не разваливающаяся экономика. Но и Ясин заметил, что главное для нашей власти: «…подтвердить курс о верховенстве закона и демократии». Ясно выразился глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, сказав, что корень экономических проблем России, как и их решение, находится за пределами экономики.

Но ведь не может власть признать, что развитию и росту этого самого ВВП и отечественного бизнеса она сама своими действиями и мешает. Да и не верит она в это. И предлагает новый план российского рывка, удивительно напоминающий порывы череды ее предшественников.

Похоже, и в администрации президента, и в правительстве твердо уверены, что самые серьезные риски для России кроются в структурных проблемах глобальной финансовой системы или в изменении мирового энергетического баланса. Такие риски есть. Власть искренне, кажется, намерена искоренять и очевидные недостатки хозяйствования в стране. Чтобы пошли в экономику инвестиции, проще говоря — чтобы заработанные на продажах сырья деньги не все сразу спешно прятали подальше от власти их получатели, а направляли бы и на развитие.

Здесь развилка. По официальной версии существующая власть способна этого добиться. По мнению же большинства разумных аналитиков все это возможно только при наличии главного компонента — свободы и гарантий прав собственности, чего быть не может в стране с вертикально настроенной системой управления. Вот где главное противоречие. Свободу даровать нельзя (развал и хаос охватят страну), а для процветания экономики эта свобода критически необходима, тем более — для современной экономики. В Кремле и на Краснопресненской согласны, что многое надо у нас срочно чинить и переделывать. Но только наша политика ни в коем случае не подлежит модернизации.

В итоге мы имеем ложный диагноз недомогания экономики. Не потому хворь, что немыслимо наличие конкурентной экономики при одновременной политической монополии, а просто потому, что иссякает источник сырьевого благополучия. Не свободу и защиту надо дать малому, среднему и всякому инновационному бизнесу, чтобы они начали, наконец, размножаться. А просто определить, чего не хватает, приказать найденным исполнителям сделать то-то и то-то и ждать процветания. Такой подход скорее всего сведется (да уже сводится) к выцарапыванию денег из казны для освоения под разговоры о необходимости дать ресурс на развитие экономики, что обычно делается через разного рода фонды.

Ложный диагноз влечет и постановку ложных целей. По докладу МЭР выходит вот что. Не в том «фишка», чтобы свой быт наладить, а в том, чтобы американцев догнать и перегнать. Перегнать, конечно, не в гарантиях прав собственности и прочих мелочах, а в загадочном качестве жизни граждан.

Что бы там в итоге не вышло на самом деле, но к 2030-му, 2020-му или даже к 2018-му году все равно никто не вспомнит, что кто кому обещал. А если и вспомнят, как про хрущевский коммунизм в 1980-м, так не беда. Задача решается другая — чтобы сейчас помнили, кто начальник, любили, уважали и трепетали. И чтобы прекратились разговорчики про неэффективность государственного управления вообще и конкретных властей в частности.