Концепция утверждена. На очереди — Программа

| статьи | печать

В 2013 г. страна вошла с Концепцией федеральной целевой программы (ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 г.», утвержденной правительством в конце прошлого года (распоряжение № 2071-р от 08.11.2012). В течение года предстоит принять саму ФЦП.

Вопреки ожиданиям опрошенные «ЭЖ» несколько десятков муниципальных служащих, активных ее читателей, и аналитики муниципального управления не выразили особой радости: мол, поживем — увидим.

Процесс пошел

Друзья газеты продемонстрировали замечательную осведомленность — все успели изучить концепцию и проанализировать ее положения. И практически каждый отметил, что в отличие от прежних нереализованных в полном объеме программ в новом документе указаны четкие цели, сроки их достижения и поэтапные источники финансирования. Так что, по мнению опрошенных, Министерству сельского хозяйства, ответственному за разработку федеральной целевой программы, ничто не мешает в сжатые сроки представить в правительство детально просчитанную ФЦП.

Тем временем процесс пошел. Уже в марте переработчики сельскохозяйственного сырья начнут получать финансовую помощь государства (постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460). В реестр получателей субсидируемых инвестиционных кредитов внесены те, кто превращает зерно в муку, свеклу в сахар, делает сыры и колбасы.

В Минсельхозе считают, что такая мера сократит импорт продовольствия и увеличит поток отечественных продуктов от поля до прилавка. В ведомстве пояснили, что средства из федерального бюджета компенсируют производителям продуктов питания 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, оставшаяся треть будет возмещаться из региональных бюджетов. Производителям молока «повезло» больше — им федеральный бюджет возместит уже 80% ставки рефинансирования. Но еще большими «везунчиками» оказались переработчики мяса крупного рогатого скота. Им госказна компенсирует все 100% ставки рефинансирования, которая в январе сохранена Центробанком на уровне 8,25% годовых.

Одновременно с этим принят пакет мер поддержки непосредственно самих сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, внесены изменения в Правила предоставления федеральных субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1433). Как сказали «ЭЖ» в Минсельхозе, будет поощряться комплексный подход к социально-экономическому развитию «глубинки». Поддержку получат стратегии, которые решают экономические и экологические, социальные и инфраструктурные вопросы. Как раз то, что прописано в концепции будущей ФЦП.

Существенной корректировке подверглась другая ФЦП, срок реализации которой истекает в наступившем году, — о сохранении и восстановлении плодородия земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1436).

Приняты меры, направленные на поддержку сельхозтоваропроизводителей в растениеводстве (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431) и производителей сельскохозяйственной техники (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432).

Расширение агропромышленного производства увеличит налогооблагаемую базу на селе, значит, можно ожидать пополнения местных бюджетов, что, в свою очередь, позволит привлекать еще муниципальные деньги на современное обустройство российских сел.

Сроки достижения целей могут отодвинуться

Отмечая достижимость целей будущей ФЦП по ее базовому сценарию, к которому все больше склоняются федеральные ведомства («ЭЖ», 2012, № 46), практики и эксперты муниципального управления не скрывают иронии по поводу возможного выбора правительством реально достижимого варианта развития событий. В самом деле, как не стать скептиком, когда концепция ФЦП предусматривает сокращение (!) ввода распределительных газовых сетей в сельской местности с достигнутых 2400 км газопроводов до 2100 км в 2015 г. и возврат к нынешнему объему прокладки газопроводов в 2017 г. И по умеренно-оптимистичному сценарию намечено замедление объемов ввода, но уже после существенного роста в 2014—2016 гг. Глядя на такой расклад, уже несбыточной мечтой представляется рубеж по целевому варианту выполнения подготавливаемой ФЦП — довести к 2018 г. протяженность газораспределительных сетей в сельской местности до 26 800 км. И не верится также, что при выборе целевого сценария в 79,9% сельских жилищ через четыре года газ будет поступать по трубам, а не в баллонах.

Схожая картина нарисована в концепции и в отношении водоснабжения в деревнях и селах со статусом сельских поселений и в абсолютном большинстве административных центров муниципальных районов. Базовый сценарий предлагает сохранить, то есть не уменьшить, по крайней мере, имеющуюся протяженность водопроводов в пределах 1700 км. Для справки: умеренно-оптимистичный вариант предполагает наращивание до 6200 км на первом этапе реализации ФЦП, то есть до 2018 г., а целевой ориентир — 26 200 км. Получается, и тут уместна ирония практиков и аналитиков местного самоуправления. Сейчас уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой оценивается в 56,2%. Базовый сценарий предусматривает рост на 3,9%, а целевой ориентир прописан на уровне 83% к началу второго этапа выполнения будущей госпрограммы по обустройству сельских территорий.

Теперь читателю должна быть понятна логика редакции «ЭЖ», представившей в таблицах объемы и источники финансирования отдельных мероприятий разрабатываемой ФЦП на первом этапе ее реализации по базовому сценарию.

Шагреневая кожа сельских поселений

Может, в самом деле в условиях то ли продолжения старого глобального экономического кризиса, то ли приближения нового вселенского финансового коллапса не стоит особо напрягаться, а исходить из реально складывающейся ситуации и тянуть мало-помалу базовый сценарий, не замахиваясь на умеренно-оптимистичный вариант решения инфраструктурных изменений на селе, целевые ориентиры оставив в уме? Собственно, чего ради пыжиться, если каждый год сокращается число муниципальных образований со статусом «сельское поселение». Объяснений этому явлению три. Первое — в начале муниципальной реформы с целью обеспечения шаговой доступности органов местного самоуправления, скорее всего, было создано избыточное число таких муниципальных образований. Как говорится, на всякий случай, от греха (читай — гнева) свыше, подальше. Второе — растет число населенных пунктов без постоянного населения, что подтверждается данными Росстата. Третий, самый незначительный фактор — это присоединение сельских территорий к городским округам, особенно вокруг региональных столиц, и придание части сельских поселений статуса городского поселения. В целом после принятия закона о местном самоуправлении (№ 131-ФЗ от 06.10.2003) количество муниципальных образований в России уменьшилось на 1353 единиц. 933 из этого числа — сельские поселения. В 2006 г. их было 19 769, сейчас, по состоянию на 1 января 2013 г., по сведениям Минрегионразвития РФ, ответственного за выполнение муниципальной реформы, насчитывается 18 836. И судьба каждого из них всецело зависит от скорого принятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 г.», от того, какой будет выбран сценарий ее реализации — целевой, умеренно-оптимистический или базовый, от начала реализации.

Между тем, по предварительным подсчетам Росстата, в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом, на 1,7—8,3 п.п. выросли потребительские цены на мясо, молочные продукты, хлеб, яйца. Подешевели сахар-песок, масло подсолнечное, крупы и бобовые, плодоовощная продукция.

Источники и объемы финансирования отдельных мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 г.», млн руб. по базовому сценарию реализации

Строительство (реконструкция) распределительных газовых сетей в сельской местности

Источник

2014

2015

2016

2017

Федеральный бюджет

1160

1160

1325,6

1520,5

Бюджеты субъектов Федерации

1546,7

1546,7

1767,4

2027,3

Внебюджетные источники

1160

1160

1325,6

1520,5

Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельской местности

Источник

2014

2015

2016

2017

Федеральный бюджет

1320

1320

1508,4

1730,2

Бюджеты субъектов Федерации

1760

1760

2011,2

2306,9

Внебюджетные источники

1320

1320

1508,4

1730,2

Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях

Источник

2014

2015

2016

2017

Федеральный бюджет

1320

1320

1508,4

1730,2

Бюджеты субъектов Федерации

1760

1760

2011,2

2306,9

Внебюджетные источники

666,7

666,7

761,8

873,8

Источник: приложение 3 к Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 гг. и на период до 2020 г.».