1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 585

Налог на добавленную стоимость (часть 4)

В редакцию не перестают поступать вопросы от читателей по теме «Налог на добавленную стоимость», поэтому мы решили продолжить публикацию ответов на них советника налоговой службы РФ III ранга Ольги Сергеевны Думинской.

Предприятие поставило в Белоруссию товар. Получило от ИМНС подтверждение нулевой ставки НДС. В результате образовалась задолженность за бюджетом по НДС.

Имеет ли право предприятие не оплачивать НДС при получении товаров из Белоруссии на сумму образовавшейся за бюджетом задолженности по НДС? Если да, то что для этого нужно сделать? (г. Москва)

Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее — Соглашение), которое вступило в силу с 1 января 2005 года.

В соответствии с ним плательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 5 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, являющегося Приложением к Соглашению (далее— Положение), налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, непозднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

На основании п. 6 раздела 1 Положения налогоплательщики одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам подают в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию РФ и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относятся заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка(ее копия), которая доказывает фактическую уплату НДС по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

Таким образом, выписка банка (ее копия), представляемая налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам, является обязательным документом, подтверждающим фактическую уплату налога при ввозе товаров из Республики Беларусь.

Учитывая изложенное, право не уплачивать НДС при получении товаров из Республики Беларусь на сумму образовавшейся за бюджетом задолженности по НДС предприятие не имеет.

Индивидуальный предприниматель в 2003 году был плательщиком НДС. С 01.01.2004 он перешел с обычной системы налогообложения на УСН, при этом НДС, принятый ранее к зачету по приобретенному и оплаченному товару, но нереализованному, был восстановлен и начислен к уплате в бюджет. С 01.01.2005предприниматель отказался от применения УСН и вернулся на обычную систему налогообложения. Остался нереализованный товар, оплаченный и оприходованныйв 2004 году. Весь товар от поставщиков поставлялся с оформлением счетов-фактур и выделением НДС.

Имеет ли право предприниматель принять к вычету(восстановить) сумму НДС по остатку товара на01.01.2005, который будет реализован в 2005 году с НДС? Какими нормативными документами или письмами Минфина можно руководствоваться в данном вопросе? (г. Южно-Сахалинск)

Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), принимая во внимание особенности, предусмотренные ст. 172 НК РФ, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами и при наличии соответствующих первичных документов.

Учитывая изложенное, право на вычет суммы НДС, предъявленной и оплаченной по принятым на учет товарам(работам, услугам) при наличии счетов-фактур, возникает только у плательщика НДС.

Порядок определения и признания расходов, уменьшающих налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения (в том числе сумм НДС по приобретенным товарам (работам и услугам), установлен ст. 346.16 и346.17 НК РФ.

Суммы НДС, уплаченные продавцом по приобретенным материальным ресурсам, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), а также по приобретенным для перепродажи товарам, которые не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении УСН, подлежат вычету в связи с переходом на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172НК РФ, начиная с первого налогового периода, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Однако вычет сумм НДС по основным средствам, перечисленным в подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств в налоговом учете, при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим не производится, так как в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных плательщику НДС при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

Наша организация, служба заказчика, заключила договор с частным предпринимателем на техническое обслуживание и текущий ремонт жилого фонда.

С 01.01.2004 этот вид деятельности облагается НДС. Тариф на обслуживание и текущий ремонт утвержден постановлением городской Думы с указанием в том числе НДС. Все это зафиксировано в договоре с ЧП. Согласно ему право сбора и расходования денежных средств с населения передано ЧП.

Ежемесячно им предоставляется отчет о проделанной работе. Должен ли частный предприниматель, который не зарегистрирован как налогоплательщик по НДС, перечислять полученный с населения НДС в бюджет согласно п. 5 ст. 173 НК РФ, если счет-фактура населению не выписывается? (г. Пенза)

В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Как следует из вопроса, служба заказчика заключила договор с частным предпринимателем на техническое обслуживание и текущий ремонт жилого фонда, которой он и оказывает обозначенные услуги.

В связи с тем что тариф на обслуживание и текущий ремонт жилого фонда утвержден постановлением городской Думы с указанием в том числе НДС (то есть указанные услуги облагаются НДС), индивидуальный предприниматель обязан по итогам каждого истекшего налогового периода предъявлять службе заказчика соответствующие счета-фактуры с отражением в них суммы НДС отдельной строкой. При этом денежные средства, полученные индивидуальным предпринимателем от населения за оказанные им услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда, включаются у индивидуального предпринимателя в налоговую базу и облагаются НДС в общем порядке.

В том случае если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения (и не является плательщиком налога на добавленную стоимость),он также обязан выставлять службе заказчика на оказанные им услуги соответствующие счета-фактуры с отражением в них суммы НДС отдельной строкой. При этом указанные в счете-фактуре суммы НДС на основании п. 5ст. 173 НК РФ подлежат уплате в бюджет.